XIX. Святая Лавра Преподобного Сергия

1. «От нас духом любве своея не отступивый»

Года два тому назад вечером вот что произошло со мной в обители Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия Радонежского и Всероссийского Чудотворца.

Когда я приезжаю в Московскую Духовную Академию, расположенную в Свято–Троицкой Сергиевой Лавре, на очередные занятия (чтение лекций) или на Академические вечера, то остаюсь и ночевать в святой Обители Преподобного. Перед сном я имею обыкновение ходить к Свято-Троицкому собору, снимать у алтарной части собора головной убор, трижды креститься, благодаря Преподобного за прожитый день и испрашивая благословения на грядущую ночь. Так было и в упомянутый вечер.

После какого-то мероприятия в Академии, затянувшегося допоздна, мне хотелось уехать домой – в Москву, так как на следующий день у меня лекций не было. Но идти в одиночестве на вокзал к электропоезду не осмелился и решил остаться ночевать в св. Обители. По обычаю, пошел к Преподобному... Возвращаюсь и вижу кто-то вышел из стоявшей вблизи моего пути машины и окликает меня. Оказалось, что это был Настоятель Афонского Подворья иеромонах Феоктист (Дорошко), поджидающий еще одного инока, чтобы направится в Москву. Узнав о моем намерении остаться в св. Лавре, он тут же предложил мне свободное место в машине. Довез меня отец Феоктист до самого моего дома – до подъезда. Кстати, Афонское Подворье совсем близко от моего места жительства в Москве. По дороге мы вели интересную беседу. Тогда я сказал отцу Настоятелю и его спутникам, что в этом случае вижу присутствие Преподобного Сергия, тако благоволившего.

К сожалению, сразу я почему-то не записал это «присутствие», а теперь некоторые детали ускользнули из памяти (оказалось – записал, но нашел запись сегодня – «случайно» сразу после сей вторичной записи).

Преподобный отче Сергие, не оставляй нас и впредь своей любовью!

10. XI. 1995 г.

2. С Преподобный и Богомудрым Сергием

За 49-летнее служение в Московской Духовной Академии (с сентября 1955 г.), по милости Божией, я имел счастье быть участником трех славных юбилеев нашей Альма Матэр: 150-летия со времени переезда ее в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру в 1964 г., 300-летия со дня основания в 1985 г. и 50-летия возрождения после коммунистической «свободы» в 1994 г. И вот сегодня снова приятная для всех нас дата – 190-летие от обоснования Академии у Святой Троицы.

Из этих праздничных событий больше всего запомнилось 150-летие. К этому юбилею Академия готовилась старательно, так как ожидались гости не только из нашего Отечества, но и из-за рубежа. А в те годы иностранные делегации были редкостью, да и наши церковные собрания были явлениями исключительными. Перед моим мысленным взором встает отец Алексий Остапов – секретарь Ученого Совета – и подымается на кафедру, чтобы огласить указ Святейшего Патриарха Алексия I о награждении различными знаками отличия целого ряда тружеников Академии. Среди них: Ректор Академии профессор протоиерей Константин Ружицкий удостаивается степени доктора богословия, а преподаватели А. В. Ушков и Скурат К. Е. /кто еще – не помню/возводятся в звание доцентов. Конечно, мне это известие принесло весьма большую радость, с которой, пожалуй, трудно сопоставить последующие присуждения мне и степеней, и званий. В молодости все воспринимается близко, горячо, волнующе... Потом человек становится немного степеннее и все касающееся его принимает спокойнее – все чаще и чаще повторяет – и мысленно, и вслух: – «Так угодно Богу!» «Да будет Его святая воля!».

В тот знаменательный час перед моими глазами встал 1951-ый год, – он встал также и сегодня, – год решающий в моей жизни. Нужно было после окончания Минской Духовной Семинарии определиться, куда направлять документы для поступления в Духовную Академию – в Санкт-Петербург /тогда Ленинград/ или в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру. Мне, как жителю деревни, очень хотелось поехать в Петербург, где когда-то еще в юности работали мои родители на Путиловском заводе. Но архиепископ Минский Питирим (Свиридов), в ведении которого находилась Семинария, решительно заявил, что окончивших первыми в разрядном списке он непременно направит в Москву. Это касалось моего однокурсника Николая Николаевича Ричко и меня. – Он также хотел подать прошение в Санкт-Петербург – ... Тогда я был огорчен этим определением Владыки, но очень скоро увидел в его действиях особое проявление Промысла Божия. Стоило мне приехать в Сергиев Посад (тогда Загорск) и только взглянуть на сияющие купола Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, как душа моя и утешилась, и согрелась исходящим от них духовным теплом! И не взирая на то, что в Святой Лавре тогда было немало людей чуждых вере (праздных посетителей и поселенных в отнятых у нее зданиях предержащими властями безбожников), земля ее оставалась святою. Не почувствовать эту святость верующему человеку было невозможно. И мы – Николай и я – ее почувствовали. Со страхом Божиим мы вступили в Святую Обитель и готовы были стать на колени, более того – приложиться к тому месту, по которому ходил Преподобный и которого касались Пречистые Стопы Божией Матери! Это возникшее сразу настроение никогда не покидало меня. Наоборот, оно все больше и больше укреплялось. И сейчас, сегодня, войдя в Святую Лавру, я, прежде всего, спешу к святым Мощам Преподобного нашего Отца. Я иду к нему и с радостью, и с горестью, иду как к Родному с полной уверенностью, что Он примет меня и выслушает. Молюсь ему и дома – ежедневно, о нем постоянно говорю на своих лекциях, как светло украшенном Духом Святым образе всем нам, как нашем Великом Заступнике перед Богом. Думаю, и даже уверен, что подобные чувства свойственны не только мне, но и многим-многим (может быть всем), приходящим в Обитель Святой Троицы, а тем более живущим в ней – пусть временно – в годы учебы... И эти чувства не напрасны. Да они и не возникли бы, если бы не было чудесного действия благодати, изливаемой через святыни Обители. А если бы и появились, то очень скоро, как неоправданные, исчезли бы!

Как же дорого, ценно спасительно то, что Московская Духовная Академия и другие Московские Духовные Школы находят свой приют у того, кто от юности восприял Христа в душе своей и стал «Троице вселение»! Здесь, у святынь Лавры, обретается подлинная духовная наука, без которой невозможно «облечься в нового человека, созданного по Богу» (Еф.4:24). Здесь добрые примеры иноков-молитвенников, старцев, подвижников веры и благочестия!.. И я всегда радуюсь, когда вижу наших учащихся спешащих утром в Троицкий собор, чтобы у святых Мощей Великого Молитвенника получить благословение Божие на предстоящий трудовой день, а может быть и на многие дни, годы и даже всю жизнь!

Преподобне Отче наш Сергие, поминай нас, «еже собрал еси, мудре, и не забуди» нас!

2 апреля 2004 г.

3. Из жизни обители Преподобного Сергия

22 декабря 1964 г. постановлением Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия и Священного Синода определено быть епископом Саратовским и Волгоградский наместнику Троице-Сергиевой Лавры доценту Московской Духовной Академии, архимандриту Пимену (Хмелевскому).

9 января 1965 г. перед воскресным всенощным бдением состоялось наречение архимандрита Пимена во епископа Саратовского и Волгоградской). А 10 января состоялась хиротония. Чин наречения и хиротонию совершая Патриарх Московский и всея Руси Алексий, митрополит Крутицкий и Коломенский Пимен и епископ Волоколамский Питирим.

После наречения и произнесения трогательной речи архимандритом Пименом состоялось возведение новоназначенного наместника Троице-Сергиевой Лавры игумена Платона (Лобанкова) в звание архимандрита.

На литию и полиелей братья св. Лавры вышла впервые во главе с новоназначенным наместником.

За братской трапезой благочинный Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Феодорит сердечно поздравил епископа Пимена с высоким саном. «Мы верим, – продолжая о. Феодорит, – что Ваши добрые качества: кротость, смирение и простота будут присущи Вам и на новом посту. Каждый из братии св. Лавры будет всегда молитвенно Вас помнить, дабы Господь помог Вам и в дальнейшем продолжать труды на благо Святой Церкви.

Помоги Вам, Господи!».

В ответном слове епископ Пимен от всей души поблагодарил за поздравление и добрые пожелания братии, которые были высказаны устами о. Феодорита, и, вместе с тем, выразил свою грусть об оставлении дорогой для него Святой Лавры Преподобного Сергия, где он пробыл Наместником 7 лет..., «Если я кому и делал замечания, – сказал епископ Пимен, – то лишь с мыслью о том, что это принесет пользу, но зла в сердце своем я никогда не имел и однако, уходя от вас, прошу прощения у всех, кого чем-либо обидел (единогласное: «Бог простит»). Да благословит Господь и Ваши труды!».

Преподав всем присутствующим архипастырское благословение епископ Пимен через несколько дней отправился на новое место служения Святой Церкви.

«Возмогай о Господе, – повторим слова Святейшего Патриарха Алексия при вручении архипастырского жезла епископу Пимену, – и нестесненным сердцем возноси к Престолу Его молитвы о помощи тебе в служении Его Церкви...».

Январь 1965 г.

4. Чтение Великого канона Преподобного Андрея Критского в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре

«Откуда начну плакати окаяннаго моего жития деяний...»

(1 тр. 1 п.)

Святая Лавра – Обитель Пресвятой Троицы и место неотступного пребывания Царицы Небесной всегда привлекала и привлекает в свои священные стены многочисленную боголюбивую российскую паству. И вот сегодня вечером 23 марта множество верующих по зову великопостного звона собралось в Трапезном храме на «Мариино стояние».

Совершается утреня. Благоговейная тишина, мерцающие в полумраке перед святыми иконами свечи создают молитвенное настроение, переносят человека в мир Горний. Наступает важнейшая часть утрени. Отверзаются Царские врата, и чинно выходит наместник Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит Платой в сопровождении Протодиакона Феодора и иеродиакона Даниила (Пацкан). Хор поет «Помощник и покровитель...», и начинается чтение Великого канона.

Ровное, громкое и четкое чтение о. Наместником канона доносит до сердца каждого верующего проникновенные слова Преподобного Андрея.

Великий и святой сочинитель проводит христианина чрез все главнейшие священные воспоминания Ветхого и Нового Заветов. Он указывает на грехопадение наших прародителей, растление первобытного мира и нераскаянность Содома и Гоморры. Но он же воскрешает перед христианином и добродетели Ноя, и благочестие патриархов, ветхозаветных мужей: Моисея, Иисуса Навина, Гедеона; представляет взору благочестие Давида, его падение и глубокое раскаяние. Святой сочинитель говорит о нечестии Ахаава и Иезавели, но и указывает на прекрасные образцы покаяния – ниневитян, Манассию, блудницу, разбойника и в особенности на Марию Египетскую – эту сначала величайшую грешницу, а потом раскаявшуюся и со всем усердием, со всей любовью притекшую ко Христу, «первый греха путь отвращи, и в пустынях непроходимых питающися, и Того чисте совершающи Божественныя заповеди» (П. 2, тр. Марии). Преподобный Андрей неоднократно останавливается у креста и гроба Христова – везде и всюду поучая покаянию, смирению, молитве и самоотвержению. Весь канон, все тропари в высшей степени назидательны и умилительны, не говоря уже об их прекрасной священной поэзии.

Молитвенно вникая в содержание Великого канона, сердцем своим приобщаешься к иному духовному миру, к ангельской радости и небесному блаженству. И вспоминаются замечательные слова Настоятеля храма Знамения Божией Матери, что в Крестовском переулке, протоиерея Клеоника: «Берегите это счастье пребывания в дому Божием, пользуйтесь им, пока имеете возможность».

И думаешь, – не здесь ли та сила, которой держится весь неустойчивый современный мир?! Не здесь ли мы учимся жить, мечтать, стремиться к высшей цели?! Не здесь ли то, что в первую очередь, и нужно человеку в его краткой стремительно несущейся и быстро проходящей жизни?!

«Разумейте, и видите, яко Аз есмь Бог, испытаяй сердца, и умучаяй мысли, обличаяй деяния, и попаляяй грехи, и судяй сиру, и смиренну, и нищу» (П. 2, тр. 39).

«Троице единосущная, единице триипостасная, Тя воспеваем, Отца славяще, Сына величающе и Духу покланяющеся, единому естеству воистину Богу, жизни же, и живущему царству бесконечному» (П. 9, троичен).

Шестидесятые годы XX столетия

5. Божии служители Святой Лавры Преподобного Сергия

15 сентября 2009 г. ушел в Мир вечности дорогой наш Батюшка, верный Инок и талантливый регент Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, духовно-мудрый заслуженный профессор Московских Духовных Школ архимандрит Матфей (Мормыль). Через день ко мне приехал главный редактор радио «Радонеж» Николай Владимирович Бульчук и попросил сказать несколько слов о почившем. А 14 января 2011 г. с подобной просьбой обратились ко мне иноки Святой Лавры игумен Анастасий (Казмирчук) и иеродиакон Пафнутий (Фокин). У меня сохранились черновые наброски моего выступления – их я, главным образом, и постараюсь ныне восстановить.

* * *

Скорбит Святая Лавра Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, скорбит Духовная Академия – большая келья Святой Лавры, скорбит, можно сказать, вся Русская Православная Церковь, переживая кончину дорогого нашего отца Матфея. Сердце сжимается от боли, и сжимается не потому, что он ушел в Мир Иной – там лучше, там нет ни печалей, ни болезней, – а потому, что его нет среди нас: не услышим больше в храме Ангельское пение братии и студентов, руководимых отцом Матфеем, не услышим доброго слова доброго Батюшки.

Это был Инок-Труженик, который всей душой любил свое великое дело, болел за него, жил им... Помню, как в день церковной памяти Преподобного Сергия после Божественной Литургии я подошел к нему, чтобы поздравить с Праздником и поблагодарить за молитвенное пение, отец Матфей был растрогай, но тут же начал говорить о сильных болях в ноге, не удержался – расплакался. Я пытался было утешить страдальца, мужественно державшего камертон до конца Богослужения, но вместе с ним и мне стало больно – я тоже прослезился.

Все хорошо знают отца Матфея как незаменимого регента – это так... Верю, что Господь, по его молитвам, пошлет достойную замену. Отец Матфей не оставит продолжателей его святого дела без своего попечения. – Но он был не только знаменитый Регент, а и опытнейший профессор Московских Духовных Школ. Думаю, об этом скажут студенты – его слушатели.

Батюшка был глубоко духовный Служитель Божий, добрейший человек, готовый всегда прийти на помощь. Вспоминаю далекое прошлое: когда мне понадобилось лечение – он устроил все необходимое – и сделал это легко, свободно, без лишних разговоров.

Мы – преподаватели Духовных Школ – встречали отца Матфея с радостью, ждали в профессорской – место его никогда не занимали, даже если он опаздывая, задерживался в аудитории. С его приходом все оживали, так как отец Матфей непременно скажет что-то нужное, приятное.

Я крепко верю, что такого Служителя Божия, каким был отец Матфей, уже встретили Радонежские Преподобные во главе с Богоносным Сергием и ввели его в Обитель Небесного Отца. Вместе с Радонежскими Святыми были и Преподобные Антоний и Феодосий Печерские – не случайно ведь ушел отец Матфей в день их церковной памяти. Я сказал ушел, да, телом ушел, но духом, бессмертной душой он остался с нами!

Вечная память Тебе, дорогой Батюшка и любимый Профессор!

Мы будем молиться за Тебя, а Ты молись за свою Святую Обитель, за свою Духовную Школу, за всех нас!

К радио «Радонеж» у меня будет только одна просьба, но задушевная: почаще и побольше передавайте церковное пение, исполняемое хором под руководством приснопамятного отца Матфея!..

Это «выступление» можно продолжать и продолжать. Ограничусь немногим... Мы с отцом Матфеем всегда встречались у дверей аудитории первого курса Семинарии – он выходил в сопровождении студентов из нее, я входил. Увидев меня, он всегда приятно улыбался и громко говорил: «Катихизис идет». Для отца Матфея, как и для меня, это его своеобразное приветствие имело не малый смысл – оно служило продолжением подтверждения твердого стояния Батюшки за то, чтобы Катихизис оставался в числе обязательных предметов для Семинарии или теперешнего Бакалавриата. В свое время, когда отдельные лица усумнились в необходимости Катихизиса, отец Матфей решительно заявил: «В Церкви всегда была катихизация, сегодня она должна быть и в Духовной Школе». Это заявление всеми уважаемого заслуженной) профессора стало итогом обсуждения.

Всегдашним спутником Батюшки было доброе, братское, участливое слово. – Внимательно выслушает и что-то приятное скажет или даст нужный совет... И сегодня наша вера в то, что он духом нас не оставил, укрепляет продолжающих еще или завершающих свой земной путь...

* * *

Знал я и в более далекие времена Великих Старцев Святой Лавры. Не могу сказать, что был близок к ним. Но нередко видел их, особенно в те годы, когда у нас еще не было своего Академического храма и мы более часто посещали храмы Святой Обители...

Вспоминаю: архимандритов Серафима (Шинкарева, †1979 г.), Феодорита (Воробьева, †1973 г.) и Петра (Семёновых, †1971).

Архимандрит Серафим встает перед моим мысленным взором как ветхозаветный Праведник-Патриарх или Пророк – вот так, как они изображаются в иконописи и в Священных Книгах: белые-белые, но густые волосы на голове, еще гуще и длиннее на бороде, глаза глубокие, смотрящие прямо в душу, и уста, повелевающие и взывающие: «Омойтесь, очиститесь... перестаньте делать зло, научитесь делать добро; ищите правды; спасайте угнетенной); защищайте сироту, вступайтесь за вдову» (Ис.1:16–17). «Господь медлит, чтобы помиловать вас...еще удерживается, чтобы сжалиться над нами; Господь есть Бог правды: блаженны все уповающие на него!» (Ис.30:18).

Архимандрит Феодорит – Старец, вдохновенный проповедник. Его слово, – смелое, открытое, прямое, глубоко духовное, – потрясало душу слушателя, понуждало задуматься, сбросить с себя бремя грехов, оставить все суетное и идти прямой дорогой к Богу, к Небу... Он и исповедник – праведник, который и на примере своего подвига, своих страданий в лихие годы явил образ верности Святой Церкви, да и Отечеству.

Архимандрит Петр, славный своим смирением и той самой радостью, соединенной с молитвой и благодарением Богу, о которых говорил святой апостол Павел в своем послании к Фессалоникийцам (1Фес.5:16–18). Владея хорошим, мощным басом, старец Петр любил церковное пение, чтение, музыку... Нередко его можно было видеть за фисгармонией, прославляющего Творца, Промыслителя, Спасителя. Был он и благостным Академическим духовником.

Конечно, хочется сказать и о Великом Старце, пребывающем на грани временного и Вечного, живущего и заметно уходящего в Мир Небесный – уходящего мирно, непостыдно, с совершенным упованием на добрый ответ пред Судом Божиим – об отце Кирилле (Павлове). Он еще здесь. Но своей чистой душой уже Там, в Селениях Божиих. В этом я не сомневаюсь, да и кто может усомниться, если он только когда-либо встретился с ним? А тем более сегодня, когда Старец поднялся на верхние ступеньки лествицы, равной всей его многолетней жизни, вернее – подвигу, когда он с любовью смотрит на нас и одновременно зрит славу Божию!...

Господь, по Своей великой милости, сподобил меня три года (1951–1954) идти рядышком с Батюшкой – во время обучения а Московской Духовной Академии я шел за ним в следующем курсе. Учащихся тогда было немного и потому мы хорошо знали друг друга, а соседние курсы находились еще ближе. Естественно, что ежедневно мы были рядышком, постоянно видели друг друга, знали многое о каждом. И вот тогда я увидел еще молодого, но уже принявшего «не дух мира сего, а Духа от Бога» (1Кор.2:12), познавшего, «что есть воля Божия, благая, угодная и совершенная» (Рим.12:2). Постоянная внутренняя собранность, спокойствие, умиротворенность, молитвенная настроенность, благостное ко всем отношение, умеренность даже в походке... – все показывало, что перед нами кто–то особо духовно устроенный... И это было, можно сказать, на заре светлого пути Батюшки. А кто он теперь? – Сподобил Господь и недавно увидеть, прикоснуться к его благословляющей руке... Не убоюсь сказать: рядом с нами живой святой!..

О других старцах Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – схиархимандрите Пантелеимоне (Агрикове) и архимандрите Георгии (Тертышникове) – см. в моей только что опубликованной книге «Святость Руси». Том IV. Троицкий собор, Яхрома, 2011. С. 693–696.

Слава Богу, что мы живем в Святой Лавре Богоносного Отца нашего Сергия, видим и знаем, что есть в ней достойные, славные продолжатели великого служения Преподобного, что они подвизаются, молятся о благостоянии Святой Божией Церкви, об Отечестве, о всех нас!

Да хранит Триединый Бог Свой Земной Дом!

17 января 2011 г.

6. К слову о Святой Лавре

Духовная Академия и Святая Лавра! Как близки для меня, как родны эти два понятия! Первое – «Большая Келья» Преподобного и Богоносного Отца нашего Сергия, второе – «Вселение Святой Троицы», кем и был сам Сергий. – Двуединое светлое бытие. А в этом и духовное величие, и слава, и сила, и красота – всем образ «на потребу»... Земелька, на которой они стоят, – святая, вся исхожена Преподобными Подвижниками, Тружениками, Людьми, отрекшимися от греховного мира во имя достижения Высокой Дели... А сколько прошло по ней тех, кто только еще ищет разрешения смысла жизни, кто еще пребывает «во тме и сени смертней» (Лк.1:79 )...

Вспоминается мне год 1951-й – приезд в Святую Лавру для поступления в Московскую Духовную Академию. Прошли мы – мой друг Николай Ричко и я – от вокзала, и перед нами засверкали купола святых храмов Обители. В благоговейном трепете и почти пасхальной радости мы остановились, сняли головные уборы и перекрестились. Готовы были дальше передвигаться на коленях, не взирая на окружающий нас и куда-то бегущий люд... Когда же мы вошли в Успенский собор, где совершалось братией Обители Богослужение, то почувствовали во глубине своих душ: место здесь свято – свято все – и своды, и стены, и даже пол, особенно те иноки, которые находятся в алтаре, на клиросах, на разных послушаниях. Здесь, на этой Земле, – Небо... Вот тогда–то у меня впервые и вырвалось из груди моление: «Господи! Если есть на то святая Твоя Воля, то оставь меня здесь навсегда!» – В 1988 г. я писал: «Господь оставил меня и оставил навсегда» (см. мои «Воспоминания и труды по Патрологии». Том I. Троицкий собор, г. Яхрома, 2006. С. 37). Но в тот год я только готовился вступить в библейский возраст, а сегодня (1929–2011) я уже вышел за его пределы (Пс.89:10) и продолжаю, как и шестьдесят лет тому назад, трудиться здесь же в Святой Обители, в родной Духовной Академии! Теперь ни у кого не может быть сомнений – Господь услышал мою молитву, мое моление и оставил меня навсегда!..

Чувство благоговения перед Святой Лаврой – Великой Свечой-Солнцем – православной веры и православной жизни – сохранилось и утвердилось. Меня всегда влечет сюда какая-то Неведомая Сила, хотя и дома мне приятно быть, да и дел, слава Богу, в избытке. Дни чтения лекций в Академии, а значит и приезды в Святую Обитель, делают меня духовно более крепким, стойким, да и телесно молодят. Хотя в последнее время я и стал чувствовать после лекций усталость, но эта усталость здоровая. А вот когда я съезжу в столицу (живу в Абрамцеве по Северной дороге) – прихожу домой и уставшим, и по– старевшим...

По многолетнему расписанию лекции у меня бывают в два дня под– ряд. Благодаря этому я каждую седмицу одну ночь провожу в «Большой Келье». Это, действительно, для меня великое благо или, попросту, счастье.. Вечером, когда в Лавре наступает тишина, капелькой похожая на далекое–далекое прошлое, я выхожу из комнаты, чтобы еще более прикоснуться к этому далекому... Сюда около 1337 г. Варфоломей (будущий Сергий) вместе со старшим братом Стефаном (вскоре ушедшем в Москву) пришел в глухой, дремучий лес, принял иноческий постриг и начал тот подвиг, который многих изумлял, а искавших безмолвия и уединения неудержимо влек к себе. Вот здесь, наверняка, Богоносный Сергий творил чистую молитву, строил кельи, рубил дрова, трудился в огороде, встречал паломников, разделял с ними беды и радости, учил, ободрял, духовно укреплял; там кормил медведя, обыкшего приходить к нему, и других обитателей лесных дебр... А вот там, где стоит Серапионова палатка под одной кровлей с Троицким собором, явилась Преподобному Сама Божия Матерь с двумя Апостолами Петром и Иоанном. И как будто снова слышишь Ее Небесное утешение: «Не ужасайся, избранник Мой, Я пришла посетить тебя. Услышана молитва твоя об учениках твоих и об обители твоей. Не скорби больше, ибо отныне всего здесь будет в изобилии. И не только при жизни твоей, но и после твоего ко Господу отшествия не оставлю Я обители твоей, нужное подавая в изобилии, и всегда буду покрывать ее»... По этим тропам длинной нескончаемой вереницей следовали друг за другом наши славные предки: Святители, Цари, подвижники-иноки, воины-герои, писатели-книжники, иконописцы, зодчие, простой – но великий духом – люд с котомочками за плечами, с детишками за ручку... Здесь и мы с Николаем в 1951 г. впервые прошли со священным трепетом... Здесь вся Россия – необъятная, широкая, могучая, а, главное, православная – потому и такая!.. Все шли с упованием найти покой для души, ответ на томящий вопрос, указание к правильному пути, совет доброго седовласого старца... – Шли, чтобы побыть у святых Мощей Печальника Русской Земли, помолиться ему, побеседовать с ним, поблагодарить его или испросить ходатайства, получить его благословение... И никто никогда не уходил тщетным, не услышанным, не принятый Небом...

Какие же мы счастливые, что находимся здесь!

Нет необходимости куда-либо двигаться: здесь Небо на Земле, а значит – все для нашего спасения, для Жизни Вечной, для Царства Славы!

Да, «чтобы понять Россию, нужно понять Лавру» (Священник Павел Флоренский).

Помоги нам, Преподобне Отче наш Сергие!

Слава Тебе, Господи, слава Тебе!

2011 год


Источник: [Собрание сочинений] / К.Е. Скурат. – 2006-. / Т. 8: Немного о многом. – Кемерово: Изд. отд. Кемеровской епархии, 2015. - 512 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное