На сайте проводятся работы. Нашли ошибку - напишите нам: Обратная связь

VI. Священник, Старец

1. О священнослужителе

1. Священник (священнослужитель) в алтаре

Стоять у Престола должно с чувством сознания присутствия невидимой), но ведомого Бога. Не подобает беспрестанно поправлять облачение на себе, поправлять волосы, трогать лицо, смотреть то вверх, то вниз, а тем более по сторонам... Стой как восковая горящая свеча на подсвечнике!

Нельзя повышать голоса на сослужителей или церковнослужителей. Каждый обязан хорошо знать свое служение. Если необходимо дать какое-либо указание – сделать это можно незаметно глазами или слабым движением пальцев. Хорошо было бы совсем не допускать разговоров в алтаре.

Переходить с одного места на другое надо спокойно, ровно, медленно.Торопливость, беготня не допустимы.

Садиться можно лишь в определенные моменты Богослужения(напр., во время чтения кафизм). Молодым священнослужителям лучевообще не садиться в алтаре.

2. Священник – совершитель богослужения

Молитва в храме должна быть истовой, неторопливой, четкой. Чтение ектений, возгласов, Священного Писания должно быть громким, а пение тихим, мелодичным. Крикливость недопустима как в чтении, так и пенни.

Благословение молящимся преподается через благоговейное осенение их большим правильным крестом (верхняя часть до перекладины должна быть меньше нижней) правильно сложенными перстами (ІС,ХС).

При совершении святых Таинств и треб особенно надо следить, чтобы молитва священнослужителя соединялась с молитвой принимающих святые Таинства или участвующих в них, присутствующее при них. Разрыв между совершителем Богослужения и молящимися – явление прискорбное... Молитва в святом храме должна возноситься одними устами и одним сердцем.

3. Священнослужитель – проповедник

Проповедь должна произноситься за каждым Богослужением. Лучшее время для произнесения проповеди во время всенощного бдения –после пения тропаря, перед чтением кафизм, а во время Божественной Литургии – после пения «запричастного» стиха или после отпуста. Длина проповеди не должна превышать пятнадцати минут.

Касаясь содержания проповеди, необходимо отметить следующее. В часы всенощных бдений тематика должна быть строго последовательна, взаимосвязана – каждая новая проповедь должна быть прямым продолжением предыдущей и своего рода обязательством к будущей. Стержнем для такой тематики может стать изъяснение молитвы Господней, заповедей блаженств, символа веры, Божественной Литургии, самого всенощного бдения и проч. В часы Божественных Литургий лучше держаться тематики дня – Евангельского чтения, Апостольской) чтения, памяти святого... Отдельные проповеди обязательно посвящать раскрытию правил поведения в храме как прихожан, так и церковных служителей храма (с последними необходимо провести и приватные беседы)... Разумеется, что проповедь должна быть слышна всем и понятна.

Особое значение имеет слово священнослужителя при совершении святых Таинств и треб. Здесь священнослужитель вступает в самые близкие отношения с молящимися, даже в единичные – личные. И эту встречу непременно надо соединить с беседой – доброй, душевной, содержательной...

4. Священнослужитель – руководитель воскресной школы

Нормально, если при каждом храме действует воскресная школа. Слушателями ее могут быть не только дети, но и взрослые. Учебные программы должны быть составлены разумно, продуманно – с соблюдением порядка и меры, дабы не возложить неудобоносимые бремена, но и не допустить расслабления. Обязательными предметами должны быть: Библейская история – Ветхого и Нового Завета, История Русской Церкви, Основы православного вероучения и нравоучения, изъяснение православного Богослужения. Слушатели должны получить и православное знание и духовное воспитание. Поэтому-то священнослужители должны сами преподавать в школах своих приходов или же следить за всем ходом их дел – быть их руководителями.

Любая школа нуждается в библиотеке. Значит, при каждом храме должно быть и собрание богословских и церковно-исторических книг, брошюр, журналов, газет...

5. Священнослужитель в кругу сослужителей и церковнослужителей

Настоятель храма есть лишь первый среди равных, старший брат в кругу прочей братии. Все его указания должны составляться в совете братий, а, главное, растворяться в любви. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, – говорит Господь, – если будете иметь любовь между собою» (Мф.13:35). Тон начальственный, превозношения, грубости, безусловности приказов не должен иметь место в его отношении к сослужителям и всем труженикам в храме.

В свою очередь, сослужители должны проявлять по отношению к настоятелю (как и друг к другу) почтение, доверие, ту же любовь, послушание.

Следовало бы ввести в обычай периодические встречи (не реже одного раза в два месяца) всего духовенства (священников и диаконов) каждого благочиния в отдельности. На этих встречах можно было бы без подготовки специальных больших докладов обсуждать все возникшие в благочинии вопросы, делиться опытом своего служения, сообщать о новых изданиях богословской литературы, рекомендовать что-то для прочтения, изучения, ознакомления, да и просто иметь братское общение. Несомненно, подобные встречи могли бы сплотить духовенство, а, соответственно, и предотвратить возможное отчуждение.

6. Священнослужитель и паства

Святитель Московский Филарет (Дроздов), определяя таинство Священства, указывает и обязанности священнослужителя: «Пасти стадо Христово». Говоря другими словами, это значит: вести ко спасению вверенных ему чад, спасаться самому и спасать других, а, может быть, будет вернее – через спасение других спасаться и самому.

Непременными в служении Церкви Божией священнослужителя должны быть: внимательность к пасомым, понимание их немощей и слабостей, доброта, милосердие, – а если строгость, то от начала до конца проникнуться глубокой любовью, – жертвенность, быстрота на зов, особенно к больным – со Святыми Дарами. О последнем служении надо еще отметить следующее: посещая на дому того или иного больного, священник должен проявить к нему особую чуткость – увидеть его положение, и, если больной находится в трудных условиях, оказать ему не только духовную помощь, но и посильную материальную, житейскую.

Отношения между пастырем и паствой должны характеризоваться той близостью, которая есть у добрых родных. Ведь не зря же священника именуют батюшкой или отцом.

Надменность, сознание своего превосходства пред пасомыми, вещание им, а не смиренное наставление их, наемничество – недопустимы для доброго пастыря.

Добрый пастырь служит всем своим добром для всех.

2. Старец Серафим

Все мы, продолжая свой нелегкий земной путь, возносим горячие молитвы о благополучии наших родных, близких, нас самих, нашей Отчизны и думаем о том, есть ли верный указатель в этом нашем шествии, есть ли надежное средство на нашем пути к Вратам Вечности? – Есть! Это – послушание Святой Церкви. Но как понимать сие? – А вот как: должно следовать тому, чему учит Священное Писание, основанные на Священном Писании правила святых Апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов, святоотеческие творения... Носителями же сего учения, его хранителями и выразителями являются добрые, истинные, верные служители Святой Церкви. К ним именно и относятся преподобный Серафим Саровский (1754–1833) и святитель Игнатий, епископ Кавказский и Черноморский (1807–1867) – две яркие звезды на небосклоне Святой Руси. В то время как преподобный Серафим завершая свое земное служение Богу и людям, святитель Игнатий в 1831 г. в возрасте 24-х лет принял в Вологодском кафедральном соборе монашеский постриг и стал достойным продолжателем старческого служения своего великого предшественника. – Преподобный Серафим явил для нас вечно живой пример подлинного старчества, а святитель Игнатий описал образ верного духовного руководителя – носителя и выразителя Истины.

* * *

Всем нам хорошо известно бессмертное речение старца Серафима, сказанное им одному посетителю, ищущему верного пути: «Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя»28. Этот «дух мирен» в возможной совершенстве стяжал сам Великий Подвижник, о чем свидетельствует и его святой духовный облик, и его священное слово.

1. Духовный облик Старца

Преподобный Серафим достиг глубочайшею смирения и неразрывно связанной с ним кротости, заповеданных Господом нашим Иисусом Христом (Мф.5:3...). Обычно он называя себя не иначе как «убогий Серафим»29, «грешный Серафим», «грешный раб Божий», добавляя: «.. что мне повелевает Господь, то и передаю требующему полезною»30.

Смирение преподобною было подлинным – «радостотворным» – и потому оно чуждо было даже малейших признаков какой бы то ни было «плаксивости» – он всегда был радостей. В Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря сохранилось о том выразительное свидетельство одной рабы Божией, передающей слова Великого Молитвенника: «Веселость не грех, матушка, она отгоняет усталость, а от усталости ведь уныние бывает, и хуже его нет. Оно все приводит с собою. Вот и я, как поступил в монастырь-то, матушка, на клиросе тоже бывая, и какой веселый-то был, радость моя, бывало как ни приду на клирос-то, братья устанут, ну и уныние нападает на них, и поют-то уж не так, а иные и вовсе не придут. Все соберутся, я и веселю их, они и усталости не чувствуют; ведь дурное что говорить ли, делать ли – нехорошо, и в храме Божием не подобает, а сказать слово ласковое, приветливое, да веселое, чтобы у всех перед лицом Господа дух всегда весел, а не уныл был, – вовсе не грешно, матушка»31. «Не унывай, не унывай, матушка! – говорил св. Старец в другом случае. – Мы в Царствии–то Небесном будем с тобой ликовать»32. «Днесь нам венцы готовятся»33.

Такого духовною устроения достиг Преподобный через непрерывный целожизненный суровый подвиг: уединенную молитву в глухом лесу, столпничество – тысячедневное стояние на камне, трехлетнее безмолвие, пятилетний затвор... Несколько лет он питался одной травой снытью, окружавшей его келью. Часто совершая Богослужения, а со св. Евангелием не расставался никогда – в течение недели прочитывая весь текст священных новозаветных книг.

Величие внутреннего устроения Саровского Подвижника обнаруживалось в подлинно христианской любви ко всем страждущим и обремененный. Достигнув аскетическим трудом исключительной близости к Богу, он стал в такое же отношение близости и к людям. – Старчество и есть полнота духовного участия. – И Преподобный для всех явился «нежной матерью. Особенно для «своих сироточек» Дивеевских»34. Встречая приходящих, он кланялся им, иногда падал в ноги, и приветствовал такими словами, которые сразу же вселяли, в сердца отраду: «Радость моя! Сокровище мое!» или: «Мои родные!», «Ваше Боголюбие!»35. Когда видел перед собой человека повинного в пороках, Преподобный обличая его, но с такой сердечной теплотой, что слушатели «заливались слезами»36. Прощаясь с паломником, он сам благодарил за посещение «его убожества» (так выражался) и опять кланялся до земли,37 давая ему святой воды, антидора, сухариков, велел приложиться к наперсному кресту и к стоявшей на столе иконе Божией Матери38.

2. Внешний облик

Внешний облик Преподобного полностью выражая его внутреннее устроение – Святой был всегда умиленный, всех прощающий, всех утешающий с доброй улыбкой на устах. Его улыбку, по замечанию современников, можно было сравнить лишь «с улыбкой спящего новорожденною, когда (младенца) утешают во сне Ангелы»39. В глазах, – по детски ясных – голубого–небесного цвета, – являлся Небесный Мир – его и спокойствие, и восторг. «Надо полагать, – подмечает свидетель, – что он по созерцательному состоянию Духа находился вне видимой природы, в святых небесных обителях, и передавал мне, каким блаженством наслаждаются праведники»40. Лицо и волосы св. Старца были белые – волосы «спускались до плеч»41. «Рост средний, согбенный»42. Дневная пища состояла всего лишь из одной просфоры43.

Выразителен был образ причащения исповедников преподобным Серафимом. Он с благоговением брал в руки св. Чашу, высоко подымая ее, преклоняя голову и громко читал: «Верую, Господи, и исповедую...». Совершалось сие, по слову свидетеля и причастника, «с таким убеждением и с таким восторженным умилением, что и я невольно преклонил колени, и каждое слово этой молитвы глубоко впечатлелось в душе моей»44.

Весь благолепный облик Великого Старца убедительно показывая приходящему, что перед ним встает не обычный инок-священнослужитель, а, как сказала о нем (тогда еще послушнике Прохоре) Сама Божия Матерь, явившаяся в неописуемом свете: «Сей – от рода Нашего»45.

3. Наставление Старца

Сияние образа преподобного Серафима еще более раскрывается в духовном богатстве его старческих наставлений. Рассылаемые им сокровища шли от Небесного Клада. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря свидетельствует: «Всего более усладительна была его беседа. Ум у Серафима был светлый, память твердая,... дар слова живой и обильный»46. А один из современников Преподобного, живший по указанию Старца три недели в Саровской пустыни и в течение этих дней удостоившийся неоднократных келейных бесед с ним, вспоминает: «Все наставления отца Серафима одушевлены были духом помазания... Они были ясны, вразумительны, как плод опытного подвижничества, а не научного познания»47.

Цель нашего земного призвания, нашей христианской жизни, по указанию Великого Старца, – «в стяжании Духа Святого Божиего»48 – в опытном познании Бога, в приобщении к Нему, к Любви Божией, в постоянной жизни со Святым Духом и в Нем. В стяжании Духа Божьего – очищение, освящение, преображение нашего естества, претворение души человеческой в храм Божества. Дух Святой есть источник Истины, Премудрости и всякой благостыни. Он вспоминает нам учение Спасителя «и действует едино с Ним»49. Его Благодать «есть свет, просвещающий человека», низводящий в душу невыразимые «тишину и мир», «необыкновенную сладость», неизреченные услаждение, радость и теплоту50. Без Животворящего Духа «все напрасно... Все – пустой колос без зерна»51.

Средствами к приобретению Духа Святого – этого благодатного и вечного «капитала»52 – служат «молитва, бдение, пост, милостыня и другие ради Христа делаемые добродетели»53.

Из указанных средств на первое место ставится молитва – и как великая духовная сила, и как самое удобное «в руках наших орудие»54. «Всякая добродетель, Христа ради делаемая, дает блага Духа Святого, – учит Преподобный, – но... молитва более всего приносит Духа Божия, и ее удобнее всего всякому исправлять»55. Молитвой мы с Самим «Всеблагим и Животворящим Богом и Спасом нашим беседовать удостаиваемся»56. Потому-то св. Старец настаивает «упражняться в памяти Божией и непрестанной молитве ко Иисусу Христу», также и ко Пресвятой Богородице. «Таковым упражнением, – учит он, – при сохранении себя от рассеяния и при соблюдении мира совести, можно приблизиться к Богу и соединиться с Ним»57.

Следует стяжать Духа Святого и другими добродетелями, но только теми, которые совершаются «ради Христа»58. «Заметьте, батюшка, – беседует св. Старец с Н. А. Мотовиловым, – что лишь только ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа», только ради Него сделанное добро и ныне «преисполняет человека благодатью Духа Святого», и в жизни будущей ходатайствует «венец правды»59.

Хотя сам Преподобный провел жизнь в суровых подвигах, но, хорошо зная человеческие немощи, другим не советовал брать на себя непосильную ношу – подобает идти «царским (средним) путем». «Выше меры, – наставляет он, – подвигов принимать не должно, а стараться, чтобы друг – плоть наша – был верен и способен к творению добродетелей»60.

Для всех тех, кто по разным причинам не может выполнять утреннее и вечернее молитвенное правило, Преподобный дает предельно легкое – возможное для любого мирянина: читать трижды «Отче наш», столько же раз «Богородице Дево, радуйся», однажды «Верую» и в первую половину дня повторять молитву Иисусову. А во вторую – «Пресвятая Богородице, спаси мя грешного». Но сокращая правило, св. Старец «строго напоминая, что молитва не должна быть формальной»61.

Саровский Чудотворец заповедует «снабдевать» душу постоянным чтением священных новозаветных книг и Псалтири62. «Самые Ангелы, – говорит он, – радуются, слыша чтение Псалтири»63. – Отменяется чтение Псалтири лишь на Пасху64.

Большое значение придавал Преподобный неопустительному приобщению Святых Христовых Таин, считая, что в Них подается великая благодать, очищающая причастника и спасающая. На вопрос: как часто надо причащаться, он ответил предельно ясно: «Чем чаще, тем лучше», но тут же добавил: лишь бы приступали к св. Чаше «в смиренном сознании всегреховности». Иначе может случиться так: «Здесь на земле и приобщаются, а у Господа остаются неприобщенными»65.

Также отцовским гласом зовет св. Старец: смирись и своим смирением подай добрый пример незлобия66. «Не воструби, а где нужно, не премолчи»67. Суди только справедливо68. Деньги не собирай, а «раздавай всегда, везде»69. Возложи свое «упование на Бога и проси Его помощи»70. Никогда не унывай, а «с веселым духом пой: «Господня земля и исполнение ее»»71. Нет ничего «пагубнее духа уныния»72.

Примечательна беседа Преподобного, происшедшая за год до его блаженной кончины с некиим Богдановичем. Краткие, но, как всегда, глубокие по содержанию ответы св. Старца могут служить своего рода обобщением многих его наставлений, а, может быть, и завещанием. Св. Угодник Божий велит Богдановичу (и не только ему!): «Устрой мир духовный, чтобы никого не огорчать и ни на кого не огорчаться»73. Побеждай и истребляй гордость молчанием74. Люби всех, «а больше всех Бога»75. Никого не укоряй, не осуждай, терпи, покоряйся воле Божией, напои, накорми, будь справедлив...76. Купи Псалтирь – «там все есть»77. Любезно сохрани и соблюди то, что Святая Церковь «приняла и облобызала»78. «Нет паче послушания, как послушание Церкви... Нет послушания выше Церкви!»79. «Иди средним путем; выше сил не берись, упадешь, и враг посмеется тебе»80.

Обычно беседа могла продолжаться около часа, но, как вспоминают сами собеседницы: «...такого часа я не сравню со всей прошедшей моей жизнью»81. «Подобных живых рассказов я ни от кого не слыхала»82.

4. Уходили от Старца с душевным миром

Все современники преподобного Серафима, Саровского и всея России Чудотворца, в своих воспоминаниях в один голое свидетельствуют, что встречи с Великим Старцем, беседы с ним производили на них огромное и впечатление, и действие. Они уходили от него с облегченной душой, умиренные, спокойные, перерожденные, уверенные, что есть на Земле Святой Божий Человек, который имеет великое дерзновение перед Богом, который и им вымолит милость Неба и укажет верный путь к Миру Горнему. К нему шли, как к самому родному близкому человеку, не хотели расставаться с ним, готовы были остаться возле него и остались бы, если бы Саровская обитель и даже земелька могли вместить в себе всех желающих.

* * *

Дивный угодник Божий, собеседник Ангелов, которого современники именовали и Пророком Божиим83, стал одним из ярких светильников Русской Православной Церкви, православного русского народа, выразил суть Святого Православия, одухотворил многие многие тысячи. В числе этих многих выделяется святое имя святителя Игнатия (Брянчанинова), который продолжил старчество Преподобного и сказал свое Богопросвещенное слово о духовном руководстве, но о сем см.: К. Е. Скурат. Русские Святые – их наставления. Том III. Троицкий собор, Яхрома, 2009. С. 178–183...

Два великих старца обращаются к нам со словами духовных наставлений. И да поможет нам Господь «удержать» эти наставления в нашей памяти, как помог Он, по молитвам преподобного Серафима, «служке Серафимову» Н. А. Мотовилову, крепко запомнить «явление неизреченной милости Божией», их посетившей!84 Земля Русская, имея таких великих наставников – великую духовную силу – и следуя их велениям, никогда не погибнет, и никто не сможет ей овладеть – она будет жить в века и процветать!

* * *

Завершить свое сообщение мне хотелось бы словами преподобного Серафима, которыми он напутствовал одно духовное чадо: «Гряди с Богом! Эти сухари свежие: только из печки»85.

* * *

Примечания

28

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 19.

29

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М„ 2003. С. 324, 337.

30

Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный Светильник преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М., 2003. С. 141.

31

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, сост. архим. Серафимом (Чичаговым). СПб., 1903. С. 282–283.

32

Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный Светильник преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М„ 2003. С. 209.

33

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 24.

34

Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный Светильник преподобный Серафим Саровский Чуцотворец. М., 2003. С. 225.

35

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 398, 21, 254, 328.

36

Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный Светильник преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М., 2003. С. 140.

37

Митрополит Вениамин (Федченков). Всемирный Светильник преподобный Серафим Саровский Чудотворец. М., 2003. С. 142.

38

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 194.

39

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 55.

40

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 398, 54, 101.

41

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 84.

42

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 398.

43

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 85.

44

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 78–79.

45

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 11.

46

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, сост. архим. Серафимом (Чичаговым). СПб,. 1903. С. 196.

47

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 282–283.

48

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 332.

49

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 369.

50

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 371, 378, 379, 380, 382.

51

Архиепископ Вениамин (Федченков). Откровение преподобного Серафима Саровского о цели христианской жизни. Цит. по кн.: О цели христианской жизни. С приложением богословских толкований «Беседы». (Сост. А. Стрижев). «Паломник», 2001. С. 76.

52

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 336.

53

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 335, 332.

54

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 343, 342.

55

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 29,126.

56

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 344.

57

Цит. по кн.: В. Н. Ильин. Преподобный Серафим Саровский. М., 2003. С. 145.

58

Цит. по кн.: В. Н. Ильин. Преподобный Серафим Саровский. М., 2003. С. 110–111; Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 347–348, 349, 381.

59

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 332, 334–335.

60

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С.28–29.

61

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 30–31.

62

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 31–32.

63

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 129.

64

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 129.

65

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 32–33.

66

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 131.

67

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 265.

68

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 138.

69

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 60.

70

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 255.

71

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 282.

72

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 33.

73

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 268.

74

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 272.

75

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 268.

76

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 266, 268.

77

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 271.

78

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 270.

79

Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря, сост. архим. Серафимом (Чичаговым). СПб,. 1903. С. 279.

80

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 266.

81

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 309.

82

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 101.

83

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 405.

84

«В чем застану, в том и сужу», – повторяет преподобный Серафим слова Христа Спасителя и завершает: «Горе, великое горе, если застанет Он нас отягощенными попечением и печалями житейскими, ибо кто стерпит гнев Его и против лица гнева Его кто станет!» – Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 341.

В «Разговоре с Трифоном иудеем» св. Иустина Философа эти слова приводятся так: «...наш Господь Иисус Христос сказал: «В чем Я найду вас, в том и буду судить»» (§ 47).

85

Преподобный Серафим Саровский в воспоминаниях современников. М., 2003. С. 273.


Источник: [Собрание сочинений] / К.Е. Скурат. – 2006-. / Т. 8: Немного о многом. – Кемерово: Изд. отд. Кемеровской епархии, 2015. - 512 с., илл.

Комментарии для сайта Cackle

Поделиться ссылкой на выделенное