профессор Константин Ефимович Скурат

Святой Григорий Нисский 191

Младший брат святого Василия Великого. Знания приобретал в языческой школе Кесарии, путём самообразования и от уроков святого Василия. Вначале стал преподавателем риторики, но под влиянием членов святой семьи ушёл в монастырь, основанный святым Василием. В 372 г. святой Василий хиротонисал его во епископа г. Ниссы.

В житейских делах оставался неопытным. В царствование Валента подвергался гонениям от ариан. На свою кафедру был возвращён императором Иовианом. В 379 г. на погребении святого Василия произнёс в честь почившего похвальное слово. Немного позже в послании к монаху Олимпию и в трактате о душе и воскресении записал последний разговор с сестрой Макриной. На II Вселенском Соборе явился влиятельнейшим деятелем. Здесь он произнёс две проповеди – на погребение председателя Собора епископа Антиохийского Мелетия и по случаю избрания святого Григория Богослова столичным епископом. После Собора эдиктом императора был объявлен вместе с Отрием Митиленским и Елладием Кесарийским хранителем Православия, но последний не оказался на высоте своего положения.

Видимо, вскоре после Собора святой Григорий посетил церкви Аравии и Святую Землю. Иерусалим произвёл на него нехорошее впечатление (в это время он раздирался борьбой различных партий). В 386 г. во время посещения Константинополя познакомился с диакониссой Олимпиадой, почитательницей святого Иоанна Златоуста.

Скончался после 394 г.

Догматическое учение святого Григория слагается из общих верований, оригенизма, философии Филона и неоплатоников. Средством Богопознания, по его мнению, служат: рассудочное заключение от устройства мира к Первопричине, созерцание своей души и экстаз. Бог познаётся как Самосущее Бытие, верховное Благо и Первообраз Красоты. Особенность учения об ангелах усматривается в рассуждении о числе ангелов (их число относится к числу людей как 99:1) и во взгляде на их размножение неким святым способом. В истории происхождения мира различается творение хаоса и дальнейшее механическое развитие его вследствие веса и плотности частиц.

Святитель Григорий отрицает материальность вещества (предмет состоит из качеств, а качества – лишь понятия). Свидетельство Библии о рае понимает аллегорически как нахождение на Небе. Христологическая терминология не закончена у святого Григория. Тело Христа, по его мнению, после Воскресения растворилось в Божестве, как капля уксуса в море.

Святой Григорий защищал сотериологическую теорию Оригена об обольщении злой силой. В эсхатологии он также повторяет мысль Оригена о всеобщем восстановлении.

Святому Григорию принадлежит ряд творений: экзегетических – «О шестодневе», «О молитве», «О блаженствах»; догматико-полемических – «Большое огласительное слово», «Опровержение Евномия»; нравственно-аскетических – «О совершенстве и о том, каким должно быть христианину», «О цели жизни по Боге» и др. Проповеди Святителя по своему содержанию разнообразны.

* * *

191

ПБЭ. Т. 4. СПб., 1903. С. 633–643. См. также: Попов И. В., проф. Григорий Нисский // Труды по патрологии. М., 2004. Т. 1. С. 211–218.


Источник: Собрание сочинений / К. Е. Скурат. - Яхрома : Троицкий собор, 2006-. / Т. 4: Святость Руси. - 2011. - 725 с. ISBN 978-5-905019-05-0

Комментарии для сайта Cackle