преподобный Косма Маиумский

Канон на великий Четверток

Песнь 1-я.

Ирмос. Сечением разделяется Чермное море и волнообильная бездна изсушается, соделавшись удобопроходимою для безоружных и в то же время гробом для вооруженных; посему воспевается богоугодная песнь: Христос Бог наш торжественно прославился.

Сотворившая и сохраняющая все живущее, безпредельная Премудрость Божия создала себе жилище от чистой безмужной Матери; ибо облекшись в храмь телесный, Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9, 1; Иоан. 2, 21).

Преподавая таинство возлюбленным Своим, истинная Премудрость Божия уготовляет душепитательную трапезу и предлагает чашу безсмертнаго пития верным; приступим же благочестиво и будем взывать: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9, 2; Матф 26, 26).

Внемлем все верные призывающей возвышенным гласом несозданной и самосущей Премудрости Божией; ибо она взывает: вкусите, и познав, что я Христос, восклицайте: Христос Бог наш торжественно прославился (Прит. 9, 3; Псал. 33, 9).

Песнь 3-я.

Ирмос. Будучи Господом и Создателем всего, безстрастный Бог уничижив себя возсоединил с собою создание, и сам себя предложил в Пасху тем, за которых готовился умереть, взывая: ядите тело Мое и утверждайтесь в вере (1 Кор. 5, 7; Мф. 26, 26).

Искупительною для всего рода человеческаго собственною чашею напоил ты, Благий, учеников своих, наполнив ее веселием; ибо ты приносишь сам себя в жертву, взывая: пийте кровь Мою и утверждайтесь в вере (Прит. 9, 5; Мф. 26, 27).

Безумный человек, находящийся между вами предатель, предсказал ты, Незлобивый, ученикам своим, не познает сего и как неразумный не уразумеет; но вы пребывайте во Мне и утверждайтесь в вере (Псал. 91, 7; Иоан. 15, 4).

Песнь 4-я.

Ирмос. Пророк, прозрев неизреченное таинство твое, Христе, провозгласил: крепкую и сильную любовь явил ты, Отец милосердый; ибо ты, Благий, послал единороднаго Сына для очищения мира (Авв. 3, 4; Рим. 8, 32).

Шествуя на страдание, источившее всем потомкам Адама безстрастие, сказал ты, Христе, возлюбленным своим: с вами возжелал я причаститься сей пасхи; ибо Отец послал меня единороднаго для очащения мира (Лк. 22, 15).

Причащаясь чаши, взывал ты, Безсмертный, ученикам: плода винограднаго уже более не буду пить в (здешней) жизни с вами, ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Мф. 26, 29).

Питие новое превыше разума, говорю я, буду пить в царствии моем, сказал ты, Христе, возлюбленным, когда вместе с вами буду я, как Бог с богами; ибо Отец послал меня единороднаго для очищения мира (Псал. 81, 1; Мф. 26, 29).

Песнь 5-я.

Ирмос. Апостолы, соединяемые союзом любви,предавши себя владычествующему над всем Христу, простирали прекрасныя ноги, (чтобы) проповедывать всем мир (Ис. 52, 7; Рим. 10, 15).

Держащая неудержимую и превознесенную на тверди воду, усмиряющая бездны и укрощающая моря, Премудрость Божия вливает воду в умывальницу и Владыка умывает ноги рабов (Быт. 1, 7; Иов. 38, 10; Иоан. 13, 5).

Ученикам Владыка подает пример смирения; облекающий небо облаками препоясуется лентием, и преклоняеть колено умыть ноги рабов Тот, в руке коего дыхание всего существующаго (Псал. 146, 8; Иоан. 13, 4).

Песнь 6-я.

Ирмос. Крайняя бездна грехов окружила меня, и уже не перенося волнения, как Иона, взываю к тебе Владыке: из тления изведи меня.

Господом и Учителем вы называете меня, ученики; я истинно таков; – взывал ты, Спаситель: посему подражайте примеру, какой вы видели во мне (Иоан. 13, 13. 15).

Кто не имеет нечистоты, тот не нуждается в омовении ног; и вы, ученики, чисты, но не все: ибо страсть в одном из вас неистово беснуется (Иоан. 13, 10–11).

Песнь 7-я.

Ирмос. Отроки в Вавилоне не устрашились пламени пещи, но быв ввержены посреди огня и орошаемы, воспевали: благословен ты, Господи, Боже отцев наших.

Иуда, замышляя злое, движением главы подавал знаки, а сам искал удобнаго времени предать на суд Судию, который есть Господь всех и Бог отцев наших (Мф. 26, 16).

Один из вас, взывал Христос к возлюбленным, предаст меня; они же, оставив радость, предались скорби и страху и говорили: скажи, кто это, Боже отцев наших (Мф. 26, 22).

Кто вместе со мною дерзновенно опустит руку в солоницу, тому лучше было бы накогда не проходить врат жизни: так указывал, кто это был, Бог отцев наших (Мф. 26, 23–24).

Песнь 8-я.

Ирмос. Блаженные юноши в Вавилоне, подвергаясь опасности за законы отеческие, презрели безумное повеление властителя, и быв ввержены в огонь, в котором не опалились, пели достойную Вседержителя песнь: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки.

Блаженные Апостолы, вечерявшие вместе с Словом в Сионе, неотступно следовали за ним, как агнцы за пастырем; соединившись же со Христом, от котораго не отлучались, и питаясь божественным словом, с благодарностию взывали: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Иоан. 10, 11; 18, 1).

Злоименитый Искариот, преднамеренно забыв закон любви, на предательство подвиг ноги, которыя были омыты, и евши твой хлеб, божественное тело, поднял пяту на тебя, Христе, и не восхотел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Иоан. 15, 13; Псал. 40, 10).

Безсовестный (Иуда) принял тело, очищающее от греха, и божественную кровь, изливаемую за мир; не устыдился же он пить то, что продал за цену, не погнушался зла и не восхотел взывать: воспевайте Господа творения и превозносите во все веки (Мф. 26, 26–28; 27, 6; Псал. 35, 5).

Песнь 9-я.

Ирмос. Вечери Владычней и безсмертной трапезы (предлагаемой) в горнем месте, приидите верные, насладимся вознесенными горе душами, познав от самаго Слова, что (здесь) предлежит Слово, которое мы величаем (Лк. 22, 12).

Идите, сказало Слово ученикам, приготовьте в горнем месте пасху, которою утверждается ум тех, коим я преподаю таинство безквасным словом истины; силу же благодати величайте (Лк. 22, 8; Мф. 16, 6; 1 Кор. 5, 8).

Отец прежде веков раждает меня – творческую Премудрость, но в начало путей (своих) создал меня на дела, ныне таинственно совершаемыя; ибо будучи Словом несозданным по естеству, я усвояю выражения и того, коего (плоть) ныне принял (Прит. 8, 22).

Как я есмь человек существенно, а не видимо (только), так и соединенное со мною естество – Божественно по причине общения; посему знайте меня единаго Христа, сохраняющаго то, из чего, в чем и что я есмь (1 Тим. 2, 5).



Источник: Богослужебные каноны на греческом, славянском и русском языках. Книга третия: Каноны Постной Триоди. - СПб.: В Синодальной Типографии, 1856. - С. 109-118.