архимандрит Леонид (Кавелин)

Список настоятелей Тихоновой Калужской пустыни

А. Игумены.

От основания обители, в 15 столетии, до приписки ее к Московскому Ставропигиальному Донскому Монастырю настоятельство в ней было игуменское.

1) Основатель обители и первый ее настоятель игуменского сана преподобный Тихон Чудотворец; преставился в 1492 году.

2) Игумен Исаия

3) Игумен Никандр

4) Игумен Трифон схимник

5) Игумен Авраамий схимник

6) Игумен Иосиф схимник

7) Архимандрит Иродион схимник54

8) Игумен Пахомий, схимник упоминается и во вкладной книге без означения лет.

9) Игумен Герасим55, схимник, упоминается в монастырских актах от 1627 – 1630 годов, а также и во вкладной книге, из которой видно, что он был строителем при игумене Иродионе.

10) Игумен Феодосий, схимник, упоминается во вкладной книге под 1648 и 1654 годами и в монастырских актах под 1650 годом.

11) Игумен Иона упоминается во вкладной книге под 1661–1684 годами56.

В. Наместники из Донского монастыря.

После приписки сей пустыни, по царскому указу, к московскому Донскому монастырю, она управлялась посылаемыми оттуда наместниками, со званием строителей; имена некоторых из них становятся известны из вкладной книги и монастырских бумаг.

1) Иеромонах Исаия упоминается под 1684 годом57.

2) Иеромонах Гервасий упоминается под 1698 годом.

3) Иеромонах Антоний упоминается под 1701 годом.

4) Иеромонах Дамаскин упоминается под 1705 годом.

5) Иеромонах Нектарий упоминается под 1723 годом.

6) Иеромонах Игнатий упоминается под 1726 годом.

7) Иеродиакон Иосиф Воронежец от ,, 1728–1732.

8) Иеромонах Тихон58 упоминается под 1755 годом.

9) Иеромонах Филарет упоминается под 1756 годом.

10) Иеромонах Ипатий59 упоминается под 1761–1764 годом.

С. Игумены и строители

С того времени, как была восстановлена самостоятельность обители преподобного Тихона в 1765 году и до настоящего времени, утвердилось в ней настоятельство строителъское; впрочем, было несколько и игуменов.

1) Игумен Мануил перев. Из Черноостровского монастыря (куда определен 3 апр., а в конце 1765 г. перев. В Тихонову пустынь). Управлял восстановленною обителью с 1765 по 1784 год. «Наслан (как сам он выражается) со отказу 1764 года монастырских вотчин в экономическое управление, в 1765 году крутицким архиепископом Амвросием», а в 1784 году уволен на покой в Боровский Пафнутьев монастырь, но 15 октября 1785 г. опять перепросился в Тихонову пустынь на собственном содержании, а в марте 1786 году уволен в Свято-Троицкую лавру в число больничных.

2) На место игумена Мануила определен строителем Тихоновой пустыни, по указу 22 марта 1784 года, из бывшей Севской епархии Богородицкой Площанской пустыни иеромонах Иринарх; скончался в Тихоновой пустыни в начале 1785 года.

3) Иеромонах Иеремия, родом из купцов, пострижен в монашество Севской епархии в упраздненной Баршевской пустыни; уволен из Симонова Ставропигиального монастыря60 и определен в строители Тихоновой пустыни по указу преосвященного Амвросия крутицкого и можайского 22 января 1785 года; а в 1789 году, по указу из Московской Духовной консистории, от 27 августа того же года, истребован высокопреосвященным митрополитом Платоном обратно в Москву; с августа же по декабрь 1789 года временно управлял обителью иеромонах оной о. Андрей.

4) Иеромонах Иосаф, из духовного звания, пострижен в монашество, Тверской губернии, в Калязинском монастыре; управлял Тихоновою пустынью с 1788 – 1803 год; а в сем году уволен от должности, по прошению, за старостью лет и слабостью здоровья, с оставлением в числе братства оной пустыни. Остаток дней своих провел в богомыслии и молитвенном покое; здесь скончался и погребен, оставив по себе в обители память мужа благочестивой жизни; при перестройке трапезы соборного храма найден дубовый гроб его (с надписью) ни мало не поврежденным.

5) Иеромонах Мефодий61, уроженец г. Калуги, из посадских людей, постриженец Оптиной пустыни, в которую определен указом Московской Духовной консистории 22 сентября 1798 года; в 1800 году пострижен в монашество; в иеромонаха посвящен преосвященным Феофилактом, а 1802 года Февраля 20 дня определен строителем Малоярославецкого Черноострожского монастыря; оттуда в этом же году уволен обратно в Оптину пустынь, а потом назначен строителем в Тихонову пустынь, которою управлял с 1803 по 1812 год; отсюда, по указу преосвященного Евлампия, от 3-го января 1812года, перемещен строителем же в Мещовский Георгиевский монастырь; отказавшись от должности строителя, переместился в Рязанскую епархию, Ольгов монастырь где был в 1812–1814 г. (см. Истор. статистич. опис. церквей и монастырей Рязанской Епархии. т. 1. Состав, свящ. И. В. Добролюбов Зарайски, 1884 г., ст. 8-ю, стр. 67.) оттуда в московский Симонов монастырь, а жизнь окончил около 1826 года в братстве Малоярославецкого Черноострожского монастыря.

6) Иеромонах Корнилий, родом из мещовских купцов, пострижен 1801 года в Мещовском Георгиевском монастыре. В 1802 году посвящен в иеродиакона, в 1802 году в иеромонаха; проходил должность благочинного, и 1808 году июня 22 дня определен строителем в Мещовский георгиевский монастырь. В 1810 году – в Мещевское Духовное правление присутствующим; в 1811 году декабря 13 определен строителем в Тихонову пустынь; скончался в сентябре 1814 года и, погребен в той же пустыни.

7) Иеромонах Михаил, из духовного звания, уроженец Козельского уезда, села Крапивны, с 1791 года проходил курс наук в Московской Духовной Академии, в 1799 г. определен в Оптину пустынь. В 1800 году переведен в Мещовский Георгиевский монастырь; в 1804 пострижен в монашество; в 1806, помещен в штат, при доме его преосвященства, в 1810 г. посвящен в иеродиакона, в 1812 г. перемещен в Тихонову пустынь, где в 1814 г. посвящен в иеромонаха; и назначен в должность казначея; управлял временно обителью по кончине Корнилия и утвержден строителем 14 июля 1815 года, преосвященным Евгением, а 14-го августа, 1816 года, по резолюции преосвященного Антония, перемещен строителем же в Мещовский Георгиевский монастырь, а вместо его назначен в Тихонову пустынь строитель Мещовского Георгиевского монастыря.

8) Иеромонах Митрофан, из мещовских граждан, постриженец Мещовского Георгиевского монастыря. В 1814 году был назначен строителем Мещовского Георгиевского монастыря и вместе экономом Калужского архиерейского дома, в 1814 и 1816 годах надзирал за построением дома Мещевского Духовного училища, а с 17 августа по 25 января 1830 года управлял, в звании строителя, Тихоновой пустынью; в 1817 году 4 сентября был командирован в Перемышльский Лютиков монастырь для наблюдения за порядком в оном, где и пробыл до 28 сентября того же года, пока изволил проехать Государь Император; в 1830 году, согласно его прошению, уволен в число братства Малоярославецкого Черноострожского монастыря.

9) Иеромонах Ираклий, из карачевских граждан, управлял Тихоновой пустынью с 1830 по 1835 год, а в сем году, согласно его прошению, уволен от должности, с определением в число братства Оптиной пустыни, коей он был постриженником 62.

10) На место Ираклия назначен строителем Тихоней пустыни, в том же 1835 году, казначей Лютикова монастыря иеромонах Аарон из духовного звания; он скончался в той же пустыне 23 июня 1836 года.

11) Иеромонах Паисий, из купеческого звания; начально поступил в Соловецкий монастырь. Пострижен в монашество в 1806 году, 1807 г. посвящен в иеродиаконы, перешел в Ростовский Яковлевский монастырь; в 1815 г. в воскресенский (Новый Иерусалим); в 1816 г. сделан казначеем, в 1717 году рукоположен в иеромонаха, в 1818 году определен на должность, в должность ризничего и благочинного; в 1827 г. переведен С.-Петербургской епархии в Сергиеву пустынь, откуда посылаем был, в с- петербургские больницы для исправления священно служения и треб во время холеры; также посылаем был во флот, где находился, целую компанию 1831 г.; в 1832 г. определен в Лихвинский Добрый монастырь в должность казначея; в 1834 году награжден набедренником, в 1836 году определен строителем в Тихонову пустынь, где и скончался 28 июня 1837 г.

12) Игумен Геронтий, родом из московских купеческих детей, по фамилии Васильев, поступил в число братства Оптиной пустыни 1830 года, в монашество пострижен октября 29 дня 1833 г.; посвящен преосвященным Никанором, бывшим епископом калужским и боровским, в иеродиакона 1834 года сентября 14, а в иеромонаха 1836 г. июня 24; по резолюции того же преосвященного, указом Калужской Духовной консистории, определен строителем в Тихонову пустынь 1873 года сентября 17, награжден набедренником 1840 года октября 27; 1847 года июля 8 дня, при совершении преосвященным Николаем в пустыни литургии, за ревностное благоустройство и украшение, как во внешнем, так и во внутреннем отношении вверенной ему обители, произведен в игумена, а в 26 день августа 1856 г., за отлично усердное служение церкви, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован наперстным крестом. Скончался 6 июля 1857 года.

13) Иеромонах Паисий, из ливенских купеческих детей, определен первоначально в число братства Оптиной пустыни указом 1837 г. апреля 29; 1841 года декабря 24 пострижен в монашество; 1842 г августа 15 рукоположен в иеродиакона; 1845 г. ноября 8 в иеромонаха; 1848 г. мая определен в помощь духовнику; 1854 г. февраля 26 определен духовником Оптиной пустыни; 1855 г. июля 19 награжден набедренником; 1857 г. июля 9 определен строителем в Тихонову пустынь, а 1858 г. июля 10 согласно его прошению, по болезни, уволен от настоятельской должности и указом консистории, от 15 декабря того же года дозволено ему находиться в Козельской Оптиной пустыне до открытия иеромонашеской вакансии, где находится и поныне.

14) Иеромонах Моисей63, (в мире Михаил Федорович Красильников), из купеческого сословия г. Болхова. Орловской губернии. Первоначально поступил в Козельскую Оптину пустынь, и определен в число братства указом от 14 февраля, 1839 г. Пострижен в монашество 17 ноября 1846 года, во иеродиакона рукоположен 17 апреля 1847 года преосвященным Николаем, епископом калужским; в иеромонаха рукоположен в 1855 года июня 19, преосвященным Григорием. По предложению преосвященного Григория, данному Калужской Духовной консистории, в 1858 году определен в Тихонову пустынь строителем; 22 августа того же года, награжден темно бронзовым наперстным крестом, на Владимирской ленте, в память войны 1853–1854 года. В 1862 году, июня 19, за примерную жизнь и неутомимые труды, о благе вверенной его строению обители, возведен в сан игумена, и тогда же награжден набедренником. В 1865 г., декабря 16 определен благочинным монастырей Калужской епархии. В 1867 г., мая 14, за отлично усердную службу, при доброхвальном поведении, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ пожалован золотым наперстным крестом, с выдачею о сем свидетельства из Калужской Духовной консистории. В 1868 г. декабря 12 указом за №5282 подчинена его благочинническому надзору основанная с ВЫСОЧАЙIIIЕГО утверждения, в имении г-жи Белокопытовой, Мосальского уезда, Калужской губ., Казанская Боголюбивая женская община. По указу Св. Синода, от 23 марта 1871 г., изложенному в указе Дух. консистории от 15 апр., за №1937, возведен в сан архимандрита. 21 апреля того же года, кроме требуемого уставом посещения монастырей и частных поручений, отдельно каждому монастырю. В 1871 г. по указу Духовной консистории назначен председателем комиссии и учреждения для произведения и возобновления построек на подворье Пафнутьева Боровского монастыря в Москве, каковое поручение возобновлено указом, от 20 декабря 1873 г., за № 6021, и постройки окончены в ноябре месяце 1874 года. В 1874 г. по указу от 23 апр., за № 1206, таковое же поручение возложено на него, по устройству Козельской Введенской Оптиной пустыни, больницы с церковью при ней. В 1875 г., апр. 13 за отлично-усердную службу, по засвидетельствованию Св. Синода, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден орденом св. Анны третьей степени с выдачею грамоты о сем, от 6 мая № 3490. В 1879 г. апр. 1 за отлично-усердную службу по засвидетельствованию Св. Синода ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден орденом св. Анны второй степени, с выдачею грамоты о сем от 25 апр., № 8015. В 1880 г., января 15, согласно постановлению Главного Управления общ. попечения о раненых и больных воинах, ВЫСОЧАЙШЕ установленного 13 марта 1879 г. награжден знаком Красного Креста, с выдачею свидетельства о семь, от означенного управления от 25 Февр., 1880 г., за № 20377. За отлично-усердную службу по засвидетельствованию Св. Синода ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ сопричтен в 24 день марта месяца 1885 г. к ИМПЕРАТОРСКОМУ ордену, святого равноапостольного князя Владимира, четвертой степени, с выдачею грамоты и орденского знака в 11 день апр. за № 2928. В 1887 г., марта 13, за примерную жизнь и отлично- усердную службу, преподано благословение Св. Синода. В 1888 г., апреля 24, за отлично усердную службу; по засвидетельствованию Св. Синода, ВСЕМИЛОСТИВЕЙШЕ награжден орденом святого равноапостольного князя Владимира третьей степени, с выдачею грамоты о сем, от 30 апр. 1888 г. за № 448. В 1890 г. по указу духовн. консистор., от 3 ноября за № 8431, определен благочинным монастырей Калужской епархии. Ныне имеет от роду 77 лет.

Принем казначей, иеромонах Паисий (из духовного звания, села Вознесенского, Тульской губернии, в мире Павел Дмитриевич Каменев), в Тихонову пустынь поступил в 1859 г. апр. 29. В 1861 г. указом от 25 сент. определен в число братства. В 1864 г., марта 25, пострижен в рясофор. В 1872 г., по указу от 31 июля, за № 3387, пострижен в монашество 22 окт. В 1873 г., апр. 29, высокопреосвященным Григорием, архиепископом калуж. и боров., рукоположен в иеродиакона. В 1876 г. июня 16, тем же преосвящ. рукоположен в иеромонаха. В 1884 г., указом Дух. копе., от 5 окт. за № 5127, утвержден в должности духовника пустыни. В 1886 г. награжден набедренником, епископом калужским и боровским Вдадимиром. 1891 г. янв. 26, указом Калуж. Дух. конс., за № 1248, утвержден в должности казначея сей пустыни.

Братство Калужской Тихоновой пустыни в настоящее, время состоит: 1 архимандрит, 16 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 21 монатийных монахов и 17 указных послушников, кроме того, в обители находится, на послушническом искусе, 89 человек.

С назначением настоятелем Тихоновой пустыни архимандрита Моисея, богослужения в обители приобрели большую торжественность64, что уже оценил и народ. Так из благотворителей на пользу Св. Обители за последнее время следует упомянуть о гг. Ларионовых и Арсеньеве. Почтенный архимандрит неустанно трудится с братиею о благолепии и благосостоянии пустыни и много, много сделал разных улучшений за последнее время; так, устроены: гостиница для приезжающих, другая Дворянская гостиница. Колокольня новая достраивается на средства благотворителей, при ней будет находиться ризница и просфорня. Странноприимный дом вне ограды монастырской, также много и других сделано улучшений во

внутреннем монастырском хозяйстве. При О. Архим. Моисее в течение слишком 15 лет много трудится на пользу Обители О. Порфирий, ныне заведующей Киновией. А рясофорный послушник Василий Александрович Пестриков, находясь в Обители около 30-ти лет, также неустанно трудится на пользу Пустыни, и в последнее время, приспособив фотографический аппарат, снял виды Обители.

* * *

54

Против имени Иродиона замечено на полях: бывший игумен сей обители, ибо как оказывается, что он после игуменства в Тихоновой пустыни был архимандритом перемышльского Лютикова монастыря, в синодике коего в числе настоятелей, управлявших этой обителью до 1662 года записано: «архимандрита Иродиона схимника» и поставлен выше архимандрита Савватия, упоминаемого под 1613 годом; из сего и следует заключить, что Тихоновой пустынью в сане игумена Иродион управлял в самом начале 17 столетия.

55

Сборник императорского Русск. Историч. Общ., т. 60. СПБ. 1887 г. in 80,стр. 144.

56

Сборн. И. Р. И. О., т. 60, стр. 335. В Калужском Лаврентиевом монастыре есть служебник, внизу по листам коего сделана надпись: «Лета 7179 (1671 года) дана сия книга, глаголемая служебник, во вкладе в Лаврентиевом монастыре по игумене Ионе Тихонова монастыря при игу….., да при келаре старце Авраамии, да Лаврентиева монастыря...». Эта надпись невольно приводит к заключению что Тихоновой обителью в пространстве 1661 – 1684 годов управляли вслед один за другим два игумена, носившие имя Ионы: первый от 1661 – 1671, а второй от 1671 – 1684; иначе нельзя объяснить себе смысла вышеозначенной надписи. См. описание документов и бумаг, хранящихся в московском архиве Мин. Юстиции. Кн. 2-я. СПБ. 1872 г., in 80, стр. 153 и 154. Таруса. Кн. 188. – 7191 (1683 г.), июля 30. Соборная и описная церковной Рождественской земли, что в Маковце на погосте (московского стана), на речке; Яшне, до смотра и описи старосты поповского Ильинского попа Дмитрия, по указу патриарха Иакима и по грамоте; из Казенного Приказа, за подписью дьячка Перфилия Семенникова и по приказу города Калуги Тихоновой пустыни игумена Ионы. Кн. 187.

57

Историч. описание Москов. Ставропигиального Донского монастыря. Состав. И. Забелин. М. 1865 г. in 8°, стр. 93 и 94. Напеч. грамота архимандр. Никона наместнику приписной Тихоновой пустыни, иером. Исаии, 1687 года.

58

Сборн. ИМПЕР. Р. И. О., т. 62. СПБ. 1888. in. 80. Стр. 342.

59

Сборн. ИМПЕР. Р. Ист. Общ., т. 60. СПБ. 1887 г. in 80. Стр. 352.

60

См. Историч. и Археологическое описание Москов. Ставропигиального Первоклассного Симонова монастыря. Изд. значит исправлен, дополнен по первоисточникам и главнейшим пособиям под редакцией И. Ф. Токмакова. Выпуск И. М. 1892 г. in 80 126 стр.

61

Сборн. И. Р. И. Общ. т. 62. Спб. 1888., т. 80, стр. 710.

62

В монастырской библиотеке есть книга, устав общежительного новгородского Юрьева монастыря, ни которой подписано: «Сия книга пожалована преосвященных Никанором, епископом калужским и боровским и кавалером строителю иеромонаху Ираклию Тихоновой пустыни, за усердное послушание о деле ризы на храмовой образ. Вознесения Господня в Лаврентьевом монастыре, 12 марта 1833 года».

63

Сборн. Импер. Р. И. Общ, Т. 62. СПБ. 1888 г. in 80. стр. 720. Также см. списки Иерархов и настоятелей Монастырей Росс. Церкви. Состав, из достоверн. источн. П. М. Строев. Изд. Археографнч. Коммиссии. СПБ. 1877 г. in 80, стр. 432, 586 и 587.

64

Последнее архиерейское служение было 29 и 30 июня 1891 года.


Источник: Москва "Русская" типолитография, Тверская, д. Гинцбург 1892 г.

Комментарии для сайта Cackle