преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

Буква Г

Гнев

Гнев помрачает ум, ожесточает сердце и есть признак гордыни

Вы описываете некоторые свои домашние случаи, сознаете себе, что чрез оные бывают вам смущения и вы никак не можете себя удержать от строптивого обращения с семейством, о чем немало соболезнуете. Что касается до порядка по дому и нравственности, то вы, яко главный хозяин, имеете долг входить и где что худо стараться исправлять советами. По совету св. апостола: «Настой... обличи, запрети, умоли со всяким долготерпением и учением» (II Тим., IV, 2). Когда же сами подвигнитесь на ярость, то это значит, что и вы работаете страстям, от сего смиритесь, познайте свою немощь, и в мыслях к ближним снисходите, и сколько можно старайтесь удержать себя от гнева – оный помрачает ум, ожесточает сердце, и есть явный знак гордыни. Ежели помалу будете себя удерживать от онаго, то при помощи Божией он ослабеет, а вы будете мирнее.

«Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26)

«Блаженны милостивые, яко те помилованы будут» (Мф., V ,7). – Как же ты можешь надеяться миловати, когда сам не творишь оной, и в замен еще потчуешь тычками – сколько бед случилось от одного тычка. Писано есть: «Гневаясь на брата своего всуе, человекоубийца есть» (1 Ин., III ,15). Потащили самого в полицию; ты купишь честь свою деньгами, – стыдно, брат, и грех так поступать. Гораздо лучше помириться и сказать «виноват» тому, кого обидел, нежели заводить тяжбы, ибо сказано: «Да не заидет солнце во гневе вашем» (Еф., IV ,26). – Скорее мирись с тем, кого обидел. Гораздо будет лучше, и он сам возьмет просьбу свою назад, и расходу будет меньше, а чести больше, и душе облегчение.

Гордость

Отвращайтесь от помыслов превозношения

Немирство же происходит от прекословия и происходящих споров. Старайтесь всевозможно избегать их, а более себя смирять, укорять, на сие Бог призрит, дарует спокойствие при малых делах ваших и при всех немощах. Когда в оных приносите покаяние и себе зазираете, приняты будуте Богом лучше, нежели великие труды и подвиги, понесшие с высокоумием и мнением о себе. – Гордостные помыслы отвергайте, помните слово Божие: «Аще и вся повеленная сотворите глаголите, яко рабы неключими есмы; еже должни быхом сотворити, сотворихом». Мы еще и много преступаем повеленного нам; конечно, враг не престает приносить помыслы высокоумия, дабы осквернить наши дела, но мы должны отвращаться и памятовать, что мы делаем не своею силою, а Божиею помощию. Когда же похвалимся, то лишаемся помощи Божией и познаем нашу немощь.

Скорби попускаются из-за гордости.

Считай себя хуже всех

Пишешь ты, что за гордость твою сильные и тяжелые тебе посылаются скорби, сама сознаешь, что за гордость, и мы с этим согласуемся – так надобно же искать врачевства сему недугу в противном гордости, т.е. в смирении, о чем и св. Исаак Сирин в 79 Слове пишет, что гордым посылаются скорби неудоботерпимые, – кто ж сему виною, сами они врачевство тем же полагают в смирении. И тебе советуем поискать сего спасительного врачевства, и, сознав себя сердечно достойною скорбей, принимай их с терпением и самоотвержением, как бы не ты их несла. Благодари Бога, что еще щадит тебя, не посылая больших, и во всех твоих поступках наблюдай, чтобы не действовало вражее семя – гордость, но к ближним будь благопочтительна и вменяй себя худшую всех, то, хотя и укоризны, и поношение придет, вменяя себя достойную – удобнее понесешь, а более приобретается смирение, когда мы не следуем своему разуму и воле, а по Бозе слушаем, к кому имеем расположение. О сем отцы наши и наставники нашего жительства пространно написали, вникни в их писания, как то: св. Дорофея, Иоанна Лествичника и прочих святых, которые написали о сей добродетели, как стяжать и искать ее нужно. И ты старайся этому следовать, и Господь тебя не оставит, и облегчит скорбь твою, и даже утешит, хотя ты и боишься своих кредиторов и от них выговоров, но силен Бог и им дать чувство о тебе сострадательное, и обождут твоего долга.

Укоряй себя, а не ближних

Мне очень не нравится в тебе то, что ты находишь причиною своих скорбей других людей, а не себя. Это сильное ослепление происходит от гордости, и потому ты не находишь утешения и печали твои бывают безотрадные. Св. отцы прошли опытом путь сей и нам предали сие учение, что отчасти и в наши времена многими испытано. – Прочти у св. Исаака Сирина в 51 Слове и у св. аввы Дорофея, о еже себя укоряти, а не ближнего. В этом ты обретешь покой, ибо «Господь на смиренныя призирает, а гордым противится» (Ср. Иак., IV, 6).

Если не положить вину на себя, то не престанешь бедствовать

Ты недавно была у нас и слышала о сем многократно, излишним находим писать о чем уже много раз писали и словесно внушали. Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым.

Враг запял тебя гордостью и делает тебе препятствие, не хотя твоего исправления. Мы оставляем на твою волю избирать лучшее.

«Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак., IV, 6)

Ты пишешь, что не совершенно объяснилась м. Аркадии, а между тем, ее уважаешь и любишь, но не можешь терпеть ее укоризны.

Отчего же это, как не от гордости, которая тебе и не дает покою, мучает, терзает. Когда ты объяснилась о помысле, то и успокоилась, – надо было и прочие помыслы свергнуть с себя. То же самое – и благодеяние для тебя тяжким камнем ложится на душу, а это тоже от гордости, ибо «Господь гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак., IV, 6). И в Премудрости глаголет: «Не нападе душа моя ниша горда, дарованное тебе, что от ней приняла от руки Божией и благодари, а другая не отдает». Притворства твои пред м. Аркадиею ей все известны, и ты, делая сие, обманываешь сама себя и Бога, показывая откровенность, а внутри другое, но такое о тебе и извещение есть. Постарайся исправить себя, прося Божией помощи.

Поелику брань имамы с гордыми бесами, то и надобно противопоставить им смирение. Хотя и чрез келейную враг на вас поборствует, воздвизая ее против вас, но сие смотрением и Промыслом Божием попускается, чтобы вы видели свои глупости.


Вам может быть интересно:

1. Письма преподобного оптинского старца Льва, написанные им одним или совместно со старцем Макарием – Письма к монашествующим преподобный Лев Оптинский (Наголкин)

2. Письма – 3. Благодарность за поздравление с праздником Воскресения Христова преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

3. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Духовная брань преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

4. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – ПЛОД праведный Иоанн Кронштадтский

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Намерение святитель Тихон Задонский

6. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Благодеяние святитель Григорий Богослов

7. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Время святитель Василий Великий

8. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – МАЛОДУШИЕ (См. также МУЖЕСТВО, НЕВЕРИЕ, НЕРАДЕНИЕ, ОТЧАЯНИЕ, УНЫНИЕ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

9. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Врачевание преподобный Ефрем Сирин

10. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Самоукорение преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

Комментарии для сайта Cackle