Проповеди на Святую Четыредесятницу

Источник

Слово I * Слово II

 

 

Слово I

1. В древности, когда весь еврейский народ по причине грехопадений своих был в порабощении у филистимлян, он, по свидетельству священной истории, ради победы над врагами налагая на себя пост, восстанавливал силы души и тела, ибо понимал, что причиной тому суровому и унизительному рабству – пренебрежение заповедями Божьими и развращение нравов, а посему бесполезно сражаться с врагом, не поборов прежде своих пороков. Поэтому евреи наложили на себя суровое воздержание в пище и питии, чтобы преодолев соблазн сластолюбия, одержать победу над неприятелем. Таким образом, голодающие ниспровергли тех, кто завоевал их, когда те были пресыщены пищей и питием. Так и мы, возлюбленные, если, противоборствуя множеству неприятелей, прибегнем к подобному лекарству, то подобным же образом и получим исцеление. Наше делание подобно их противоборству, ибо они противостояли плотским недругам, а мы боремся с духовными неприятелями, и если мы, исправляя свои нравы, с помощью Божественной благодати одолеваем их, то и телесные враги покоряются нам. Совершенствуясь, мы одолеваем тех, кого не собственные заслуги, а наши прегрешения сделали неодолимыми.

2. Посему, возлюбленные, прибегнув к воздержанию, взыщем вспомоществование небесных и Божественных заповедей, зная, что одолеем своих врагов лишь тогда, когда победим самих себя. В нас происходят бесчисленные противоборства, и то плоть желает противного духу, то дух восстаёт на плоть1. Если в этом противостоянии верх берёт похоть плоти, то дух постыдным образом утрачивает своё достоинство и получает величайший вред, повинуясь тому, кем должен повелевать. Если же душа следует за своим кормчим, то наслаждаясь небесными дарованиями, попирает искушения земных удовольствий и не позволяет греху царствовать в своём смертном теле2. Разум в таком случае удерживает за собой первенство, присущее ему по чину, а крепость его не может пошатнуть никакое прельщение и греховный соблазн, и ТОГДА человек обретает подлинный мир и истинную свободу, при которой плоть управляется духом, а дух подчиняется Богу.

И хотя, возлюбленные, мы непрестанно заняты этим весьма полезным для нас возделыванием души, чтобы усердием своим одолевать недремлющих врагов, в этот момент необходимо с большим рвением стремиться к нему и с большим старанием в нём упражняться, поскольку и изощрённые в своём искусстве неприятели строят против нас козни с присущим им коварством и хитростью. Ведая, что наступили дни Святой Четыредесятницы, в которые бодрствованием исправляется праздность и изгоняется нерадение, они устремляют всю силу своей злобы на то, чтобы готовящиеся к празднованию Пасхи Господней оказались в чём-либо нечистыми, и поэтому они, отклоняя нас от дел благочестия, склоняют к падению.

3. Итак, возлюбленные, мы вступили в Четыредесятницу, то есть приступили к более усердному служению Господу, ибо мы словно перед подвигом во имя святого служения приуготовляем себя к противоборству с душевными искушениями, а посему уразумеем, что чем больше усердия мы будем прилагать ради своего спасения, тем большим нападкам и искушениям будем подвергаться от наших неприятелей. Однако Тот, Кто выступает на нашей стороне, сильней того, кто против нас, и мы становимся сильнее благодаря Тому, на Чью силу надеемся, ибо Господь допустил соблазнителю искушать Себя для того, чтобы мы получали назидание от примера Того, Чьей помощью защищаемся. Как известно, Он победил неприятеля не силой Своего могущества, а свидетельствами из Закона, чтобы тем самым большей честью увенчать человека и больше наказать противника, ибо враг рода человеческого преодолён как будто бы не столько Богом, сколько человеком. Он вступил в противоборство в те времена, чтобы после Него противоборствовали врагу и мы. Он одержал победу, чтобы и мы победили подобным же образом. НЕ МОЖЕТ БЫТЬ никакого благочестивого деяния без искушения, веры без испытания, противоборства без врага и победы без сражения. Наша земная жизнь протекает среди многочисленных искушений и духовных браней, поэтому если хотим избежать соблазна, должны бодрствовать, и если хотим побеждать, должны вступать в сражение. Посему и мудрейший Соломон говорит: Сыне, приступая к служению Богу, приготовь душу твою к искушению3. Муж, исполненный Божественной премудрости, знает, что духовное делание не бывает без борьбы, поэтому, предвидя сражения, заранее увещает того, кому они предстоят, чтобы искуситель не застал врасплох беспечного и не нанёс ранений неготовому.

4. Возлюбленные, будучи наставленными Божественными поучениями, во всеоружии приступаем к подвигу предстоящей борьбы. А посему прислушаемся к словам Апостола: наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной4 и не станем игнорировать того, что эти враги наши воспринимают как направленное против них всё, что мы предпринимаем ради собственного спасения, и тем самым, стремясь к добру, мы вызываем на брань своего неприятеля. Такова между нами и ими рознь, укоренённая дьявольской завистью, что они отступают перед теми добродетелями, к которым мы с помощью Божьей устремляемся: то, что оправдывает нас, им причиняет мучение. Словом, если мы исправляемся, они ниспровергаются, если мы укрепляемся, они слабеют. То, что благотворно для нас, мучительно для них, ибо они уязвляются врачеванием наших ран.

Итак, возлюбленные, восстаньте, препоясав, по слову апостольскому, чресла ума вашего истиной и обув ноги ваши в готовность благовествовать мир, а паче всего возьмите щит веры, которым возможете угасить все раскаленные стрелы лукавого; и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие5. Воззрите, возлюбленные, какими могучими орудиями, какой непреодолимой защитой, словно многочисленными знаками триумфа вооружает нас непобедимый Вождь и Наставник христианского воинства. Он препоясал чресла наши перевязью чистоты, обвязал ноги наши сандалиями мира, ибо воин без препоясания вскоре побеждается бесстыдным соблазнителем, а не повязав сандалии, легко уязвляется змием. Щит веры даётся для защиты всего тела, шлем спасения возлагается на главу, а меч влагается в десницу, чтобы духовный воитель не только был предохранён от ранений, но и смог нанести рану нападающему.

5. Возлюбленные, изобилуя такими орудиями, без трепета и промедления вступим в предстоящее нам сражение и, пребывая на этом ристалище постящихся, не будем ограничиваться лишь воздержанием в пище. Нет пользы от того, что тело утончается, а крепость духа не взращивается: ослабляя внешнего человека, мы должны возрождать внутреннего, освободив плоть от плотской пресыщенности, испытаниями мы должны укреплять своё духовное разумение. Пусть каждая христианская душа бодрствует и сурово испытывает помышления сердца своего, остерегаясь того, чтобы в нём поселились раздоры или похоть. Пусть чистота изгоняет невоздержанность, а свет истины – тьму обольщения. Пусть смирится высокомерие, опомнится гневливость, сокрушатся стрелы греха, обуздается злословие. Пусть прекратится злопамятство и будут преданы забвению обиды. Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится6, поэтому семена добродетелей только тогда дадут добрые всходы, когда всякое чуждое растение будет удалено с поля сердца нашего. Если же в ком-либо так возгорится жажда мщения, что он заключит своего неприятеля в тюрьму или свяжет оковами, то пусть таковой поспешит не только невинного, но и достойного наказания вызволить из неволи, чтобы тем самым была исполнена заповедь из Молитвы Господней, гласящая: прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим7. Это прошение Господь отметил особенным наставлением, словно в нём заключается весь смысл молитвы: если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших8.

6. Затем, возлюбленные, памятуя о немощи нашей, поскольку легко поддаёмся на различные искушения, никоим образом не будем пренебрегать ни первым могущественным лекарством, ни вторым действенным врачеванием наших ран. Будем прощать, чтобы и нам прощали, не станем отказывать в милости, о которой просим, молясь об отпущении грехов, не будем стремиться к отмщению. Не пропустим мимо ушей воплей нищего, будем готовы оказать милость нуждающимся. И если кто-либо с помощью Божественной благодати стремится к этому совершенству, то он достойно проходит святой пост. Таковой чужд старой закваски злобы и восшествует к блаженной Пасхе с опресноками чистоты и истины9 и в обновлении жизни достойно возрадуется таинству преображения человеческого во Христе Господе нашем, Который пребывает и царствует со Отцом и Духом Святым во веки веков. Аминь.

Слово II

1. Возлюбленные, хотя ввиду пасхального празднества самим порядком течения времени для нас устанавливается сорокадневный пост, однако есть необходимость и в нашем увещании, которое, с Господней помощью, будет небесполезным для нерадивых и необременительным для ревностных. Ведь поскольку особенность этих дней требует, чтобы мы усилили воздержание, не осталось, как я думаю, ни одного, кто с радостью не устремился бы к доброделанию. Природа наша, оставаясь смертной, склонна изменяться, даже если и достигла вершины добродетелей, однако насколько может терпеть ущерб, настолько же и способна возрастать. ИМЕННО В ТОМ и заключается праведность совершенных, чтобы никогда не считать себя совершенным, не сходя с пути возрастания, пока ещё не угасает стремление, поскольку там, где угасает стремление к совершенствованию, затаилась опасность духовного угасания. Никто из нас, возлюбленные, не обладает таким совершенством и святостью, чтобы не мочь стать ещё более святым и совершенным. Все мы независимо от степени духовного совершенствования и заслуг движимы благочестивой жаждой, стремимся к умножению достигнутого, прибавляя к присущей нам мере духовного развития, ибо тот, кто в эти дни не проявляет большего благочестия, тот и в обычные дни недостаточно религиозен.

2. Именно поэтому столь своевременно для нас чтение апостольского благовестия, гласящего: вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения10. Что может быть благоприятнее этого времени? Что может быть спасительнее этих дней, в которые объявляется война страстям и порокам и умножаются добродетели? Тебе, христианская душа, ввиду козней врага твоего спасения предстоит неусыпное бодрствование, как бы коварному искусителю не открылось уязвимое место. Ты должна быть ещё более бдительной и трезвенной, поскольку именно это больше всего ненавистно твоему врагу. Ныне древнее владычество его ниспровергнуто по всему миру и расхищены бесчисленные сосуды хищения11. Отрекаются от жестокого хищника все народы и племена земли, и нет уже ни одной нации, которая не противилась бы его тираническим законам, ибо по всем просторам земным тысячи тысяч людей обретают возрождение во Христе, и перед лицом явления нового творения освобождаются от духовного растления те, кто ранее был у него в плену. Неистовствует от ярости нечестивый враг, лишённый своих трофеев, и устремляется за новой добычей, ибо лишился старой. Он неустанно пленяет овец, если обретёт таковых беспечно блуждающими вне святых стад и, соблазняя их наслаждениями и роскошью, растлевает нравы, воспламеняя гнев, подпитывая ненависть, изощряя похотливость, издеваясь над воздержанием и пробуждая сластолюбие.

3. Кого только не соблазняет тот, кто и Самого Господа нашего Иисуса Христа дерзнул искусить? Ибо, как повествует Евангельская история, когда Спаситель наш, Который есть истинный Бог, чтобы показать Себя истинным Человеком и исключить заблуждения и нечестивые мнения, после сорокадневного пощения испытал свойственный немощной нашей природе голод, диавол возомнил, что видит в этом признаки смертной и страстной природы и дерзнул испытать могущество, которого боялся. Если Ты Сын Божий, говорит он, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами12. Мог совершить это Всемогущий, и никакого труда не составляло для Его власти как Творца мира, чтобы природа, повинуясь Его повелению, приняла любую форму, точно так же как по Его воле на брачном пире вода обратилась в вино, однако замыслом спасительного Промышления было определено, чтобы Господь одолел коварство прегордого врага не силой Божества, а таинством смирения. Затем, когда были посрамлены все ухищрения диавола и он был обращён в бегство, приступили к Господу ангелы и служили ему, так что и природа истинного человека пред лицом коварных вопрошаний осталась невредимой, и во святом послушании явлено было Божество.

Да посрамятся сыновья и ученики диавола, которые, исполненные змеиного дыхания, соблазняют некоторых простодушных, отрицая, что во Христе поистине были две природы, указывая на то, что в таком случае либо Божество упраздняется человечеством, либо человечество – Божеством. Двойным свидетельством ниспровергается их сугубая ложь, поскольку голод показывает подлинное человечество, а служение ангелов – истинное Божество.

4. Итак, возлюбленные, поскольку мы научены Искупителем нашим, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих13, то христианскому народу, утвердившемуся в воздержании, следует искать насыщения скорее в Слове Божием, нежели в хлебе телесном. Посему с благоговейной готовностью и возвышенной верой воспримем торжество пощения и будем праздновать его не одним лишь только отказом от пищи, как это свойственно бессилию плотского мудрования или жадному нраву, а щедростью и милосердием, чтобы стать теми, о ком Сама Истина вещает: блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся14. Да будут благочестивые деяния наслаждением нашим, исполнимся пищей, вскармливающей нас для вечности. Возликуем благотворя нищим, которых насытили наши пожертвования. Насладимся, раздавая одежду тем, чью наготу мы покрыли необходимыми им одеяниями. Облегчим своей обходительностью скорбь умирающих, немощь больных, тягости изгнанников, одиночество сирот и печаль оставленных вдов, и пусть не останется никого из нуждающихся в помощи, кто не был бы облагодетельствован. НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ происхождение того, кто являет величие духа, а посему пусть не зависит мера нашего благочестия и милосердия от меры нашей состоятельности, ибо щедрость и благое произволение и при скромных возможностях не будет испытывать недостатка в средствах. Гораздо обильнее пожертвования богатых, чем даяния малообеспеченных, однако плоды их усилий одинаковы, ибо к одной цели стремились труждающиеся.

5. Возлюбленные, именно в этом усовершенствовании и преуспеянии в добродетелях – знаки ожидающих нас венцов, для приобретения которых нет нужды опустошать свои житницы и тратить деньги. Для этого требуется лишь отвергнуть распущенность, отречься от пьянства и укротить плотское похотение воздержанной жизнью. Вместо ненависти в нас должна быть любовь, вместо вражды – мир. Гнев должен быть укрощён смирением, а обиды – прощены кротостью и, наконец, нравы и господ, и рабов должны быть таковы, что власть первых стала бы более мягкой, а повиновение вторых – более почтительным. Всё это блюдут и благочестивейшие императоры Римской империи, которые, преклоняя величие своей власти перед честью Господнего страдания и Воскресения, смягчают суровость своих установлений, ослабляя приговоры многих осуждаемых, чтобы в те дни, когда мир был спасён Божественным милосердием, кротостью своей подражать высшей благости. Пусть и христиане подражают своим властям и примерами царей вдохновляются на милосердие, ибо частные обыкновения должны сообразоваться с общественными установлениями.

Пусть простятся обиды, снимутся оковы, прекратятся оскорбления, иссякнет мщение, чтобы священное празднество Божественной милостью и человеческим милосердием всех освободило от грехов и даровало радость с помощью Господа нашего Иисуса Христа, Который как превечный Бог с Отцем и Святым Духом пребывает и царствует во веки веков. Аминь.

/ Альманах «Альфа и Омега». Перевод с латинского А. Короля

* * *

1

Ср. с Гал 5:17: …плоть желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся.

2

См. Рим 6:12: …да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его.

3

Fili… accedens ad servitutem Dei, praepara animam tuam ad tentationem. Слова, приписываемые святителем Львом царю Соломону, являются цитатой из Сир 2(Синод. перевод: Сын мой! если ты приступаешь служить Господу Богу, то приготовь душу твою к искушению. – Ред.). В этой редакции цитируемый текст не соответствует латинскому тексту книги. Ср. с текстом Вульгаты: Fili accedens servitutem Dei, sta in justitia et timore et praepara animam tuam ad temptationem ‘Сыне, приступая к служению Богу, восстань в праведности и страхе и приготовь душу твою к искушению’.

5

Еф 6:14–17. Начальные слова текста: State… succincti lumbos mentis vestrae in veritate несколько изменены. Ср. с текстом Вульгаты: state ergo succincti lumbos vestros in veritate et induti loricam justitiae… ‘Станьте, препоясав чресла ваши истиною и облекшись в броню праведности…’ (Синод. перевод).

9

Ср. 1Кор 5:8: …станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины.

11

…innumera illi captivitatis vasa rapiuntur. См. Мф 12:29: Quomodo potest quisquamintrare in domum fortis et vasa ejus diripere, nisi prius alligaverit fortem ‘как может кто войти в дом сильного и расхитить вещи его, если прежде не свяжет сильного? и тогда расхитит дом его’. – Синод. перевод. Аллюзии на этот библейский текст встречаются и в других проповедях святителя Льва. In Nativitate Domini II, 4: После того как был связан князь мира, изымаются и сосуды пленения (captivitatis vasa rapiuntur). – PL 54, 197. De Quadragesima II, 2: “Ныне во всём мире упраздняется власть древнего владычества и изымаются те бесчисленные сосуды пленения” (innumera illi captivitatis vasa rapiuntur). – PL 54, 269.


Источник: Святитель Лев Великий. Проповеди на Святую Четыредесятницу // Альфа и Омега. 2009. № 4 (1).

Комментарии для сайта Cackle