Источник

Слово на литургии в неделю 25-ю по Пятидесятнице (1987)

29 ноября 1987 г.

В сегодняшнем апостольском чтении мы слышали слова, с которыми св. апостол Павел обратился в послании к верующим церкви Ефесской: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны» (Еф. 4:1). Слова эти имеют непреходящее значение: они обращены и к нам, к каждому верующему во Христа-Спасителя человеку.

В мире, где Церковь Христова призвана осуществлять свое святое служение, есть много разного рода званий – почетных, воинских, ученых и других. Каждое из них, как правило, присваивается за те или иные заслуги и соединено с определенными гражданскими правами и обязанностями его носителей.

Апостольское слово говорит нам, что и в самой Церкви есть некое свое особое звание, высокое и святое, даруемое свыше, без всякой заслуги, – звание, которое тот же Апостол в другом месте называет «званием небесным» (Евр. 3:1), которого все мы являемся носителями и которого должны стараться быть достойными.

Звание это – х р и с т и а н и н, верный апостольскому учению последователь Господа Иисуса Христа. Оно – это звание – высоко и свято потому, что соединено с великой надеждой на то, что если мы действительно окажемся его достойными, если оправдаем его всей своей жизнью, то нам «откроется свободный вход в вечное Царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа» (2Пет. 1:10–11).

Мы получили это звание тогда, когда, после данного нами или за нас нашими восприемниками обета верности Христу и обещания следовать Его учению и примеру, над нами были совершены таинства святого крещения и миропомазания.

«Крестясь во имя Св. Троицы, – говорит святитель Тихон Задонский, – «вновь рожденный», восстановленный человек «записывается в службу Христову и обещается Ему, с Отцом и Духом, верно работать (ЖМП, 1975, 1, 75).

Когда нас обводили или обносили на руках вокруг крещальной купели, в храме звучала священная песнь: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» (Гал. 3:27). Это значит, что мы стали «Христовыми» (1Кор. 3:23), соделались членами Его Церкви или, как говорит Апостол, «все мы одним Духом (Духом Святым) крестились в одно тело (тело Христово) ... и все напоены одним Духом» (1Кор. 12:13).

По исшествии из купели мы были помазаны святым Миром со словами: «Печать дара Духа Святого», и тем самым еще теснее соединились со Христом. «Мы потому и называемся христианами, – говорит Отец Церкви II века св. Феофил, епископ Антиохийский, – что помазываемся елеем Божиим» (К Автолику, 1, 12).

Как же мы должны относиться к этому нашему званию? Быть может, с гордостью и с сознанием своего превосходства над другими? – Нет! Ибо, как единодушно утверждают два великих апостола, Иаков и Петр, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6; 1Петр. 5:5). Да и чем стали бы мы гордиться, если звание христианина получено нами без малейшей заслуги с нашей стороны, по одной лишь милости Божией? Получено потому, что, как говорит Апостол Иоанн Богослов, «не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас» (1Ин. 1:10).

Но, может быть, звание христианина дает нам право судить тех, кто не являются христианами или вообще не исповедуют никакой религии? – Нет! Ибо если Сам Господь сказал о Себе: »Я пришел не судить мир, но спасти мир« (Ин. 12:47), то как дерзнули бы мы – христиане – судить кого-либо, слыша слова Апостола: »Один Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить: а ты кто, который судишь другого?» (Иак. 4:12).

Но если звание христианина и не заслужено нами и не является нашей привилегией, то мы должны всегда помнить, что оно возлагает на нас, его носителей, чрезвычайно высокую ответственность и очень большие обязанности.

Господь наш Иисус Христос совершил Свое искупительное дело для того, «чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2:14). И христиане не по имени только, а по самой жизни своей, всегда помнили об этой цели своего Искупителя.

Древнее предание говорит, что св. Игнатий Богоносец, ученик св. апостола Иоанна Богослова, ставший потом епископом Антиохийским, слышал из уст Пресвятой Девы Марии следующее увещание: «Принятый на себя обет христианства храни непоколебимо, а поведение и жизнь свою устрояй в соответствии с обетом» (о. П. Флоренский, Столп и утверждение истины, 1914, с. 363). Мы знаем, что как св. Игнатий, так и многие другие христиане первых трех веков были верны Богу до смерти и стяжали чрез это неувядаемый венец жизни (Откр. 2:10).

Во времена бывших тогда жестоких и тяжких гонений на веру они со всей очевидностью показали, как дорого было им христианское звание, несмотря на то, что мужественное его исповедание означало неминуемый приговор к мученичеству и смерти. Из сказаний о страданиях мучеников той эпохи мы знаем, что на вопросы языческих судей о происхождении допрашиваемых, о роде их занятий, об их убеждениях, нередко следовали лишь краткие, но весьма выразительные ответы: «я христианин», «я христианка» и «у нас ничего не делают худого».

Древние христиане и в мирные времена всячески заботились о том, чтобы не уронить звание христианина. Написанное неизвестным автором в начале III века послание так характеризует поведение и жизнь современных ему христиан: «Христиане не отличаются от прочих людей ни страной своего обитания, ни языком, ни житейскими обычаями. Обитая, где кому досталось, и следуя обычаям сограждан в одежде, в пище и во всем прочем, они в то же время ведут удивительный образ жизни. Они живут во плоти, но не по плоти. Находятся на земле, но суть граждане небесные. Повинуются установленным законам, но своей жизнью превосходят самые законы. Словом сказать: что в теле душа, то в мире христиане» (Послание к Диогиету, 5–6).

Наблюдая, как среди крайне развращенного языческого общества живут женщины-христианки, отличаясь целомудрием, верностью в супружестве, примерами самоотверженного материнства, даже некоторые образованные язычники выражали свое восхищение их поведением и образом жизни.

Законом жизни у христиан всегда была заповедь о любви к Богу и к ближним. Они всегда помнили слова Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 12:35).

Если и мы хотим быть истинными и верными последователями Господа Иисуса Христа, то, согласно слышанному сегодня увещанию Апостола, должны поступать достойно звания христианина, в которое мы призваны, »со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира» (Еф. 4:2–3).

Пусть удалится от нас «всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие» (Еф. 4:31). Пусть звучит в наших сердцах и отражается на всем нашем поведении апостольский призыв: «Будьте все единомышленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом на зло» (1Пет. 3:8–9).

Наконец, будем просить Господа, чтобы Он Сам помог нам быть верными нашему крещальному обету; чтобы Он содействовал нашим усилиям поступать достойно нашего христианского звания, чтобы даровал нам веру в Него непоколебимую, любовь к Нему непрестающую, верность Ему беззаветную и послушание святой Его воле беспрекословное. Аминь.


Источник: Воронов Ливерий, прот. Проповеди // Христианское чтение (Спец. вып. памяти прот. Ливерия Воронова). 1996. № 11. С. 5-190.

Комментарии для сайта Cackle