профессор Александр Павлович Лопухин

Акакий сотник

Акакий (незлобивый, греч.), сотник, св. муч. – Родом каппадокиец, св. Ак. вырос и воспитался в христианском, притом „священническом доме“ и в виду славных Каппадокийских мучеников: „в христианех аз рожден, говорит он о себе, призванный на суд, – не токмо бо от отца и матере, но и от дедов и прадедов христианин и священнического рода есмь“, – „от Каппадокии родом есмь, отнюду же много бе прежде мене Христовых мучеников, им же по кончине их даишую от Бога благодать очима видех: гробы бо их и мощи источают болезнем исцеления“... Находясь в военной службе и занимая место сотника (центуриона) в гонение Максимиана св. Ак. отказался исполнить императорский указ, которым повелевалось всем, находящимся в римских войсках, воздавать поклонение языческим богам и приносить им жертвы, под угрозой мучений и смертной казни за неповиновение: как истинный христианин, он решительно воспротивился исполнению этого указа и, не страшась пыток и смерти, велегласно заявил. о своем христианском исповедании. И он был призван к допросу сначала своим ближайшим начальником в полку Фирмием, который, убедившись в его непреклонности не отказываться от своего заявления, отослал скованным к воеводе Вивиану в Иаринф, во Фракии. Тщетно и этот последний убеждал и уговаривал св. Ак. отречься от Христа и подчиниться воле императора, доказывая ему, что он ошибается и заблуждается в упорной и слепой приверженности к христианству, жертвуя ему собою: св. муч., умудряемый свыше, несмотря на то, что был не учен, опроверг все рассуждения и доводы язычников, ясно и мудро изложил пред ним основные истины своей святой веры. Он „ясно проповедал, говорится об нем в церковных песнях его канона, – Христово Божество пред судилищем, мудрых плетения неразумная, развращения нечестивых и ополчения их победил, мужественным и твердым сияя смыслом“ (Служеб. Мин. 7 мая). Разгневанный смелой речью против язычества и непоколебимой твердостию св. мученика, воевода предает его мучениям: велит нещадно бить его воловыми жилами, но и среди несчастного избиения слышит лишь молитвенный голос страдальца: „Христе, Спасителю мой, помози ми, смиренному рабу твоему, Господи, Боже мой, не остави мене“! После жестокого бичевания, снова спрошенный – согласен ли он поклониться языческим богам, – св. муч. отвечает, что теперь он и тем более готов на всякие дальнейшие и ужаснейшие мучения, уповая на Бога, и чем больше нанесут ему мук, тем бóльшую доставят пользу и тем бóльшую исходатайствуют ему благодать у Бога. Его бьют по ланитам „оловянными дщицами“, и затем, покрытого ранами и обагренного кровию отводят в темницу, а отсюда, через семь дней, в оковах отправляют в Византию, куда по требованию правителя Фракии воевода Вивиан должен был прибыть вместе с узниками, какие у него находились. Страшные мучения должен был претерпеть во время длинного и тяжелого пути истерзанный, полуживой св. мученик – страдалец; но ангелы видимо для других являлись и сопутствовали ему, подкрепляя его мужество, его телесные и душевные силы. Беседуя на пути с своими соузниками, св. Ак. научал их вере Христовой и обратил в христианство.

По прибытии в Византию (Царьград), едва живой, он был подвергнут самому строгому темничному заключению и морим голодом и жаждою; но удостоился посещеиий ангелов, и явился, чрез семь дней, пред судом, чудесным образом совершенно исцеленным от всех телесных истязаний и ран: это приписали волшебству и подвергли святого новым страшным мукам, пока, по просьбе жены начальника области (игемона), сжалившейся над его страданиями, он не был избавлен от мук усекновением главы мечем. Скончался св. муч. Ак. 8 мая 303 г. Пам. его в Прав. Мес. – 7-го мая (с 8 перенесено на 7 м. в виду праздника св. Иоанна Богосл.), в Рим. М. – 8 мая. При импер. Константине Вел. в Констанстинополе была построена церковь, посвященная имени св. муч. Ак., которая потом была обновлена Юстинианом.

Мучен. житие св. Ак. на греч. и латин. яз. у Метафраста – ASS., maii, II, 762 – 66 Migne, РG. t:. 115, 217 – 40, на славян. яз; у Дмит. Рост. в Чт.-Мин (в Чт.-Мин. Макар. нет); канон Феофана Начерт. (843) св. Ак. составлен на основании этого. жития; следовательно, оно уже было известно в IX в. в теперешней его форме и в основе своей имеют его древние мученич. акты; в Меп. Вас., в Прол. и Синакс. – сокращение его, – в древних греч. и славян. Месяц. память его 8 мая, как и в Рим. Март. (где он называется Асhаtius или Асsаthius). См Ваrоni, Маrtir., 1589 г., р. 207 (со ссылкою на истор. Никифора, Прокопия, Кедрина о церкви св. Ак. в Констант.); Вершин., Stadler, Мартынов, Филар., Серг., Nilles в Мес. и Жит. св.

А. Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle