Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Авгарь

Авгарь – имя или, быть может, титул целого ряда царей, царствовавших в течение трех с половиною веков до 270 г. по Р. Х. в Осроене, северо-западной части Месопотамии с ее столицей Едессой. О пятнадцатом из этих царей или топархов, Авгаре V Черном (дважды царствовавшем с 4 до Р. Х. по 7 по Р. Х. и 13–50) Евсевий Кесарийский рассказывает (Церк. Истор. I, 13), что, ужасно страдая от болезни и услышав о чудесах Иисуса Христа, он послал к Нему письмо, в котором, исповедуя свою веру в Его мессианство, просил Его прибыть в Едессу и помочь ему. Письмо гласило так: «Авгарь Черный Иисусу, доброму врачу, явившемуся в стране Иерусалимской. Господин мой, привет Тебе! Я слышал о Тебе и о Твоих исцелениях, которые Ты совершаешь без лекарств и без врачебных трав; и, по Твоему слову, даешь зрение слепым, и способность ходить расслабленным. Ты очищаешь прокаженных, изгоняешь нечистых духов, исцеляешь бесноватых и воскрешаешь мертвых. Когда я узнал о Тебе все это, то помыслил, что или Ты Бог, сошедший с неба для совершения сих дел, или Ты Сын Божий, совершающий все эти дела. Посему я написал Тебе, чтобы просить Тебя придти ко мне, дабы исцелить болезнь, от которой стражду я. Я узнал, что иудеи ропщут против Тебя и хотят сделать Тебе зло. Я владею небольшим, но хорошим городом, которого будет достаточно для нас обоих». На это письмо Авгаря Иисус Христос, по Евсевию, дал письменный ответ, который гласил: «Блажен ты, поверовавший в Меня, не видев Меня. Ибо написано обо Мне, что видящие Меня не будут веровать в Меня, и не видящие уверуют в Меня. Что касается того, что ты в твоем письме просишь Меня придти к тебе, то дело, для которого Я послан здесь, уже окончено, и Я восхожу к Отцу Моему, Который послал Меня (у Евсевия: необходимо, чтобы Я закончил здесь все, для чего Я послан, и, совершив это, Я взойду к Пославшему Меня). Когда Я взойду к Нему, то пошлю к Тебе одного из Моих учеников, который исцелит тебя от болезни, которою ты страдаешь, и доставит жизнь тебе и твоим». Оба эти письма Евсевий, по его сообщению, нашел в архивах Едессы и буквально перевел с сирийского текста, и прибавляет, на основании тех же источников, что в Едессу послан был апостолом Фомой Фадден, один из семидесяти, который исцелил царя и проповедовал там христианство. В пятом столетии Моисей Хоренский повторяет этот рассказ в своей Hist. Аem., 2, 30–33, и прибавляет, что Христос послал Авгарю и Свой портрет, что Авгарь писал о Христе императору Тиверию, царю Ассирии Нерсесу и царю персов Ардаху, и проч.

Этот простой рассказ в других позднейших документах начинает заметно осложняться и расширяться вариантами и прибавлениями; писатели стараются восполнить пробелы истории, точнее излагая события, даты и имена. Армянский перевод, в свою очередь, приспособляет имена и факты к языку и истории страны. В последующих греческих рассказах письмоносец называется Ананией, Фаддей становится ученым иудеем едесским, и его деятельность простирается от сирийцев на армян и халдеев. Он отправляется в Амид (Диарбекир), и возвращается в Берит (Бейрут). По свидетельству «Берешид Рабба», во времена Спасителя, иерусалимские иудеи, особенно Гамалиил, находились в дружественных отношениях, с царями Адиавены из фамилии Изаты. Один царь этого имени, сын Елены Адиавенской, был обращен в иудейство одним иудейским купцом, по имени Ананией (ср. И. Флавий, Древн. Иуд., 20, 2). Иудеи Палестины и Антиохии, действительно, вели оживленную торговлю шелковыми материями с этими странами, и караванная дорога тогда, как и теперь, шла чрез Едессу и Береджек. Письмо Иисуса Христа сохранялось в Едессе. Этот автограф, написанный по-сирски на пергамене, в 422 г. Геджры, был перенесен в Константинополь и положен в сокровищницу. С него делались переводы греческие и арабские. Оба письма читались в церквах, вследствие чего они встречаются и в богослужебных книгах. Они проникли также и в некоторые латинские церкви; но декретом папы Геласия отнесены были к числу апокрифов. По свидетельству последующих писателей, как Кедрен, Никифор Каллист, Ордерик, Виталий, Иисус Христос не только написал, но и запечатал Свое письмо. Армяне считают Авгаря Черного своим соотечественником и от него именно производят свою церковь.

С историей этой переписки связывается еще сказание о «Нерукотворенном образе» Иисуса Христа. По этому преданию, передаваемому св. Иоанном Дамаскиным, в его «Точном изложении веры», Авгарь послал живописца снять изображение с Господа. Но так как, вследствие чудесного сияния от лика Христа, он не в состоянии был снять с Него портрета, то Спаситель сам взял полотно и, приложив его к Своему лицу, возвратил полотно с оказавшимся на нем божественным отображением. Тоже предание уже с подробностями встречается у писателя X века Константина Порфирородного, который, по его собственному свидетельству, заимствовал это сказание из письменных памятников и устных преданий. На востоке предание это утвердилось в этой именно форме, но с переходом на запад подверглось значительным искажениям, так что личность Авгаря прямо смешивается с Тиверием и другими римскими императорами. О судьбе «Нерукотворенного Образа» будет сказано подробнее под этим словом.

Что касается исторического значения сказания, то, несмотря на широкую распространенность его на Востоке и на Западе, оно все-таки скоро встретило себе и сильных противников. Подлинность приписываемого Христу письма отвергал уже бл. Иероним (In Iеsech. 14, 30). Прокопий, во II веке, также выражал сомнение касательно его. В настоящее время в этом отношении в критике господствует отрицательное воззрение, по которому приписываемые Авгарю и Иисусу Христу письма составляют позднейшее произведение. По исследованию оказывается, что письма эти составлены из мест, заимствованных из Евангелий и особенно письмо Авгаря воспроизводит текст согласно с «Диатессароном» Татиана, где сочетаются два стиха: Матф.11:5, и Лук.7:21. На это указывают также и встречающиеся анахронизмы в сказании, как упоминание о Тиверие, как правителе страны, межу тем как Осроена пользовалась независимостью до 216 г. по Р. Х. Очевидно, такие ошибки могли быть допущены лишь потому, что прошло уже значительное время с той эпохи, когда совершались рассказываемые события. Первым христианским царем Осроены был Авгарь IX (179–214 г.), которого впоследствии стали смешивать с его соименником, Авгарем V, современником Христа. Правда, христианство насаждено было в Едессе еще раньше официального обращения этого царства. До 170 г. христианская община там была настолько важна, что в Едессе именно составлен был сирийский перевод Пешито и, быть может, также «Диатессарон». В то же время там имели своих приверженцев маркиониты, валентиниане и другие гностические секты. Цари Едессы отказались от язычества, во всяком случае, не раньше, как через 170 лет после времени, указываемого в сказании. Авгарь IX Великий пользовался доверием Севера, и с честью был принят этим императором в Риме около 202 г. Без сомнения, во время этого путешествия на Запад, он познакомился с христианством и принял его. У него гостил Юлий Африкан; он любил литературу и науки; поощрял Вардесана и первых сирских писателей; установил благодетельные законы; поднял Едессу из развалин, и увековечил свою память важными сооружениями, следы которых долго существовали потом. Благодаря ему, Едесса получила важное значение на всем востоке и потому занимает первое место в летописях Сирин. Когда она сделалась крупным христианским центром страны в области Евфрата, то в народном сознании естественно явилась воплотившаяся в предании мысль, что Едесса получила особое благословение от Самого Спасителя, еще при его жизни, и была осчастливлена тем, что Евангелие ей возвещено было непосредственно одним из апостолов, и это предание перешло к будущим векам в виде сказания в Авгаре, которое получило особенную известность во всем христианском мире.

Но хотя на западе уже рано установилось отрицательно критическое отношение к этому предмету, однако и там не было недостатка в ученых попытках доказать подлинность писем Авгаря и И. Христа. Так подлинность этих писем защищали Велте в Тüb. theol. Quartalschrift. 1842, и Ринк в Zeitschrift. f. d. hist. Theоlоgle, 1843 (см. Lipsius, Diе еdеssenischne Аbgar-Sаfe. Braunschоeig, 1880). Обстоятельное исследование вопроса см. в ст. А. Л. Катанского, «Сказания о нерукотворенном образе Спасителя» (Христ. Чтение 1874 г. № 3). См. также ст. «Авгарь, Едесский владетель» («Хр. Чтение» 1834, III).

Авгарь, царь Осроенский, современник римского императора Гордиана III (238–244 г.). На левой стороне медали изображен импер. Гордиан с его надписью ΟΡΔΙΑΝΟС СЕВ, а на правой Авгарь на коне с надписью一 ΑΒΓΑРОС ВАСІΛЕVС=Авгарь царь.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle