Анастасий (Братановский), архиепископ
Анастасий (Братановский), архиепископ. В мире Андрей Семенович, сын священника Полтавской епархии, родился в 1762 г. Образование получил в Переяславской семинарии. Начал службу преподавателем словесности и латинского языка в Севской семинарии, через год перешел в семинарию в Вологду, где был архиереем его дядя. Потом был переведен в Кирилло-Белозерское духовное училище. Отсюда вызван в Александро-Невскую семинарию учителем красноречия, как уже известный своими ораторскими талантами, обнаруженными им в Вологде. В Петербурге он принял монашество в 1790 г. и с 1792 г. был законоучителем кадетского Шляхетского корпуса; в том же году возведен в архимандрита. В 1793 г. назначен придворным проповедником. В 1794 г. избран членом российской академии. В 1795 г. назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни, в 1796 г. – Московского Новоспасского монастыря и членом св. синода. В 1797 г. хиротонисан во епископа Белорусского, в 1801 г. возведен в архиепископа, в 1805 г. перемещен в Астрахань. Анастасий особенно известен как блестящий проповедник-публицист. Его называют российским Массильоном. «В своих проповедях он весьма верно воспроизводит нравы современников, с силою обличает те крайности в умственном и нравственном направлениях, которые господствовали в то время и шли вразрез с евангельским учением. Тогдашнее неверие, проявлявшееся под влиянием энциклопедистов, как в теоретическом отрицании истин христианской религии и нравственности, так особенно в практической жизни нарушением христианских обязанностей, обращало особенное внимание Анастасия. Таковы его проповеди о подчинение разума вере и обуздании чувственности, о бессмертии души, о промысле Божием». Проповеди Анастасия изданы под названием: «Поучительные слова», 2 части – в 1796 г., 3-я – 1806 г., 4-я – в 1807 г., все в одном томе втором изданием в 1850 г., с портретом и биографией, под названием: «Сочинения Анастасия, архиепископа Астраханского». В этом издании, кроме поучении, напечатаны и «мысли» преосвященного – около сорока изречений на разные темы. Им написаны еще: «Трактат о расположении проповедей», М. 1806 г., перевод – «предохранение от неверия и нечестия», С.-Пб. 1794 г., перевод поэмы Арнолда «Плач Иеремии», С.-Пб., 1797 г., перевод «Истинный Мессия» М. 1801 г. и 1851 г., «Опыт о совершенстве» из Формея, С.-Пб. 1805 г. Осталось в рукописи «толкование на Евангелие от Иоанна». Биографические сведения о нем в «Словаре достопам. людей» Н. Н. Бантыш-Каменского и в «Русск. биогр. словаре».
О.Рункевич.