Источник

Анастасия (младшая) св. великомуч.

Анастасия (младшая) св. великомуч., Хрисогон, учитель ее, Феодотия и прочие св. мучч., пострадав. вм. с св. Анастасией Узорешительницей. Обширное мученич. житие св. Анастасии младшей (в отличие от Анаст. старшей, о которой см. под слов. Анастасия старшая) сохранилось в числе Метафрастовых, но было известно западным агиологам с очень древнего времени, так как указание на него находятся уже в Иеронимовом Мартирологе (V в.) и в Мартирол. Беды, Рабана, Адона, Узуарда и др. В Константиноп. Мес. IX–X в. под 22 дек. значится: «Страсть св. муч. Анаст. и с нею св. жен при Диокл. царе», – «св. муч. Хрисогона, эпарха Салоник, и св. мучч. жен Феодотии с тремя детьми: Агапией, Ириной, Хионией» (Дмитриевск., Описан. литург. рук., хранящ. в библ. Востока, т. II, 33). О всех этих мучч. рассказывается в указан. греч. житии св. Анаст. (Патр. Гр.., t. 116 р. 573–610, – на слав. яз. в Макар. Чт.-Мин. и в изложении Димитр. Рост., в его Чт.-Мин. под 22 дек.). В Мен. Вас., а затем и в Прол., житие разделено на отдельные сказания о святых соузниках св. Анаст., память которых положена в тот же день ее памяти – 22 дек. (в Рим. Март. 25 дек.). – Родом римлянка, дочь богатых родителей, св. Анастасия была воспитана благочестивой матерью христианкой и учителем из просвещеннейших христиан Хрисогоном, с которым имела потом переписку и который сам мученически пострадал одновременно с нею. Она была выдана замуж за знатного римлянина, язычника Публия, но и в супружестве сохраняла девственность, ссылаясь на мучившую ее болезнь и потому, подверглась гневу и преследованиям со стороны мужа, который, наконец, заключил ее в тюрьму, где она и пробыла два года, до смерти мужа. Сделавшись вдовой и получив свободу, св. девственница всецело посвятила свою жизнь, имущество и все свои труды и заботы делу служения св. мученикам, заключенным в тюрьмах и переносившим все ужасы безчеловечия и жестокостей «времен гонений». «Хождаже от града в град, – повествует об ней житие, в изложении св. Димит. Ростов., – и от страны в страну, держимым во узах святым служащи, пищу и питие, одежды и всякие потребы и врачевания от своих имений промышляющи узником Христовым, и творящи отраду сущим во утеснении велицем, и изнемогающым плотию, и от долговременных тяжких уз ослабу им златом у стражи купующи: чего ради и узорешительница бысть именована, яко многим узы разреши своим попечением тайным, многим ослабу принесе, многих от неисцельных ран своими руками труждающися и врачующи исцели, многих полумертвых бывших своим служением оживи, здравы же и на грядущия мучения крепки сотвори. Научися бо и врачебней хитрости, и сама язвленных врачеваше, не гнушаяся и на руках своих носити тех, иже не можаху ногами, ни руками своими владети, сокрушены и уязвены тые за Христа имуще, и очищаше гноения их, и обязоваше струпы: и то едино ей бе веселие и радование, аки самому Христу послужити усердно тем, иже за исповедание сладчайшего имене Иисус Христова страждут. О семь всею мыслию печашеся, о сем всеми удобствы (всеми средствами) тщашеся, и в сем труждашеся всею крепостию своею, немощь естества своего препобеждающи великодушием и мужеством, и любовию к Богу и к ближним, паче же к святым страдальцем, близ Бога всегда сущым, о них же с Давидом вещаше: мне же зело честни быша друзи твои, Боже» (Пс.138:17). Мученически скончалась св. Анастасия в гонение Диоклит. (в 290 или 304 г.), но где именно – с точностию пока не установлено: по одним Мартирол. она была замучена в Риме или вблизи Рима, по другим – в Сирмии (в Иллирии) или в Солуне (см. Серг., Месяц. II, Замет., 396; ср. Асhelis, Маrtirologиen, ihre Gеsсhichte и пр. 1900, стр. 187). Равным образом, и в объяснении названия – «узорешительца, φαρμακολύτρια» – кроме приведенного объяснения Димитрия Ростов., существуют и другие: по мнению некоторых, она так названа потому, что она есть разрешительница ядов, по другим – освободительница от зол, по третьим – врачевательница болезней, по четвертым названа от построенного ей храма на месте некоего патриция Фармака (у Сергия, Месяц., у него же о мощах ее и о храмах ее имени).

А.Пономарев.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle