Источник

Антоний Печерский

Антоний Печерский преподобный – отец русского иночества. Родом из местечка Любеча, в 40 верстах от Чернигова (где и поныне показывается пещера, в которой Антипа – мирское имя преподобного – уже в юности предавался иноческим подвигам), он любил ходить по святым местам и, побывав на Афоне, принял там монашество. Созерцательный от природы и любящий уединение, он по указанию своего духовного наставника – старца Феоктиста, удалился для подвигов в пещеру, находившуюся неподалеко от Евсигменовой обители, где настоятельствовал этот старец. Увидев, что Антоний уже укрепился в иноческом подвиге, старец дал ему совет, имевший огромное значение для нашего отечества. «Антоний, – сказал он ему, – иди в Россию, да будешь там и другим на пользу, благословением св. горы». Антоний повиновался. Прибыв в Киев, он стал искать подходящего места, которое бы напоминало ему Афон, и, наконец, остановился на Берестовой горе, которая по своей отвесной, почти отсеченной, высоте со стороны реки казалась неприступной. На ней в пещерах имели свой притон варяги, разбойничавшие по Днепру. Это было в 1013 году. Но наступившие в Киеве смуты после кончины Владимира не дали ему возможности прочно основаться здесь: он принужден был оставить это место, вновь отправился на Афон, откуда, однако, опять по совету того же старца возвратился в Киев (1028 г.), когда в нем наступили более спокойные времена. Вырыв себе пещеру на Берестовой горе, тогда покрытой дремучим лесом, он хотел в полном уединении предаваться иноческому подвигу. Но слава о подвижнике скоро распространилась по городу и его окрестностям, и к Антонию стали стекаться жаждущие духовной пищи. «Киевский Антоний, – говорит Нестор, – прославился как великий Антоний Египетский», и это еще при Ярославе Великом. Князь Изяслав, по вступлении на престол, не преминул придти к нему (1054 г.) с дружиной – попросить благословения великого подвижника. По смирению он не принимал на себя священного сана, но постригал тех из приходивших к нему, которые жаждали иночества. За пострижение двух придворных – Варлаама и Ефрема, однако, кн. Изяслав сильно разневался на Антония, так что он даже хотел удалиться из Киева; но по заступничеству супруги Изяслава гонение было прекращено, и Антоний продолжал свое иноческое строительство. Около него собралось уже до 15 человек и он, назначив им игуменом Варлаама, сам удалился на сто сажень с прежнего места, где выкопал себе новую пещеру, и поныне называемую Антониевой или Ближней. С умножением братии преп. Антоний выпросил у князя всю гору под монастырь, назначил преемника Варлааму в лице Феодосия, а сам продолжал предаваться неустанным подвигам, которые еще более прославили его и дали ему не только дух совета и мудрости, но и дух чрезвычайных чудес и откровений. По случаю смуты в Киеве, когда кн. Изяслав даже должен был бежать в Польшу от недовольных киевлян, посадивших на его место Всеслава, препод. Антонию пришлось испытать немалое огорчение. Возвратив себе Киев, Изяслав, карая своих противников стал гневаться и на Антония «за Всеслава», подозревая и в нем сочувствие к своему сопернику, так что Антоний должен был покинуть Киев и удалился в Чернигов, куда пригласил его князь Святослав Черниговский. Но Изяслав вскоре сознал свою несправедливость к великому подвижнику и упросил Антония возвратиться в Киев. При своей жизни он имел великое утешение видеть, как заложена была великая Киево-Печерская Лавра, для построения которой из Константинополя, по особому указанию свыше, прибыли опытные зодчие. Преп. Антоний скончался на 90-м году жизни 7 мая 1073 г. Память его 10 июля. Мощи препод. Антония почивают под спудом в той самой пещере, где он подвизался.

См. Филарет, Русские святые, С.-Пб. 1882, под 7 мая (II, стр. 61), где указаны и первоисточники. Ср. Киево-Печерский Патерик Е. Поселянина (Москва. 1897 г.) стр. 27 «Житие препод. и богоносного отца нашего Антония, первоначальника русских иноков» и стр. 52 – «Похвала преп. Антонию». Также в больших курсах Истории Русской Церкви – митроп. Макария, проф. Е. Голубинского и др.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle