профессор Александр Павлович Лопухин

Аполлоний Тианский

Аполлоний Тианский, род., вероятно, в том же году, как и Христос, в Тиане в Каппадокии, и получил воспитание в Эгах в Киликии, где изучал медицину в храме Эскулапия, и познакомился с различными философскими школами; был ревностным приверженцем новой пифогорийской системы, которая с конца II века до Р. Хр., быстро распространилась из Александрии как среди греков, так и римлян. На 40-м году он отправился путешествовать, и посетил сначала Вардана, короля Парфии, затем индийских гимнософистов, у которых принят был с большим радушием, а позже также египетских мудрецов. По возвращении из Индии, он проявлял большую деятельность в качестве нравственного и религиозного преобразователя в Малой Азии, Греции, Италии и Испании, обращая отдельных лиц и составляя общины. Он находился в связи со многими из выдающихся лиц в Риме, и лично знаком был с императорами Веспасианом и Титом. При Домициане, однако, он был ввергнут в тюрьму, но только на короткое время (94 г.). Последние годы своей жизни он провел в храме Олимпия, окруженный большой толпой учеников, которые подражали его аскетическому образу жизни; и отсюда он исчез каким-то неизвестным способом во время царствования Нервы, имея почти 100 лет от рода. Жизнь его описана Филостратом, по просьбе Юлии Домны, жены Сеитимия Севера, но издана была лишь после его смерти 217 г. В новейшее время она издана Кайзером, 3-е изд. в 2-х томах. Целью этого сочинения было, очевидно, дать изображение идеала неопифогорийского мудреца; и хотя хронологические подробности верны, и согласуются с другими историческими фактами, однако сочинение это настолько переполнено всевозможными тайнами и чудесами, что становится совершенно невозможным отделить действительного Аполлония от вымышленной картины Филострата. Что жизниописание это было написано в прямую параллель с евангельским повествованием о Христе, эта мысль едва ли выдерживает критику; но им часто пользовались, как оружием против христианства, как в древнее, так и в новейшее время. В этом духе у нас написано известное сочинение Писарева.

Филостратово сочинение было переведено на английский язык в Лондоне, в 1680 г., и позже Бервиком, в 1809 г.: на французский Кастилланом, в 1774 г., и позже Шассангом, в 1862 г., на немецкий Бальцерсм, в 1883 г. См. исследования Баура, Лфйпциг, 1876; Ньюмана от 1872 г. (Hиst. Sketches, II); Нильсена, от 1879 г.; Иессена, от 1885 г., и др.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 1: А - Архелая. - 1900. - X, [2] с., 1128 стб., 7 л. карт.

Комментарии для сайта Cackle