Авксентий, преп.
Авксентий, преп. – родом с Востока (вероятно, сириец), пр. Авксентий занимал высокое положение при дворе имп. Феодосия Младшего (цар. 408–450 г.) – был «схоларий саном» (по Мен. В. и Пр., – σχολάριος – один из высших придворных военных чинов в то время). Он получил превосходное, по тому времени, христиански-классическое воспитание и образование: «зело паче хитр от святых книг учения» – по словам его жития, – «кроток же и тих, якоже никто». Сохраняя строгое правоверие среди умиравшего язычества и начинавшихся еретических волнений (Нестория и Евтихия) и находясь в близком духовном общении и единении с подвижниками и святыми людьми его времени (Иоанном Черноризцем, Зитою, св. Маркианом (10 янв.), Анфимием Песнописцем и др.), пр. Ав. и сам возжелал всецело отдаться уединенной подвижнической жизни. И потому, презрев все – «и земные царские палаты», славу, почести, словом, «все житейские и земные дела», удалился в Виоинию и подвизался там сначала на уединенной горе Оксии (которая потом была названа его именем), недалеко от Халкидона, а затем на другой горе – Сиона, где устроил монастырь. Вскоре имя его сделалось славным, как великого чудотворца и благостного учителя, который исцелял недужных и отечески поучал собиравшихся к нему из ближних и дальних мест. Цари уважали и почитали его (после Феодосия Мл., Маркиан и Лев) и когда открылся Халкидонский собор, четвертый вселенский, он был призван царем (Маркианом) на собор, изложил перед собором свое исповедание веры в защиту истины православия против евтихианства и вообще «много потрудился» (Мен. В., Прол.) в борьбе с этой ересью и с арианством. Скончался преп. Авксентий ок. 470 г., 14 февраля, в которое церковь и творит его память.
Обширное житие преп. Авксентия составлено современником (имя которого неизвестно), со слов его ученика, и на греч. языке помещено в Патр. Миня, в числе Метафрастовских (Патр. Гр., т. 114, ст. 1377–1436), а в славянском переводе в Чт.-Мин. Макария, под 14 февр. (Синод. список л. 443 и сл., Новгор. Соф. л. 305 об.) и пока остается в рукописи. Сокращенное и собственно церковное изложение этого жития – в Мен. В. и в Прологе (последнее почти дословный перевод из Мен. В.). В житии преп. Авк. рассказывается преимущественно о его чудесах – о власти его над злыми духами, об исцелении бесноватых и разного рода недужных (всего приводится 24 чуда), о его подвижничестве (он подвизался сначала «стоянием на камне» – столпничеством, подобно его современнику св. Симеону Столпнику, перед которым благоговел и кончину которого (в 459 г.) провидел и предвозвестил, – рассказывается подробно о его путешествии на Халкидонский собор, приводится представленное им исповедание веры, беседы с обращавшимися к нему за духовным назиданием и одно из его трогательных и глубоко-назидательных поучений. В Мен. В. и в Прол. подробности обо всем этом опущены. Нельзя не заметить при этом, что древне-славянские списки перевода житийного чтения о преп. Авкс. в Прологе (рукописные от ХІІ–ХIII в. до ХVІ в.) – ближе к подлинному греч. тексту Мен. В., чем позднейшие печатные: последние представляют уже особую, несколько измененную редакцию их. Так, в печатном Прол. говорится, что преп. Авкс. был родом «от солнечного востока»: это уже перевод из подробного жития – «ἐκ γένους μέν τῶν ἀφ᾿ ηλἱου ἀνατολῶν, родом от солнечного восхода», как переведено в Мак. Чт.-Минеях, между тем, как в Менол. Вас. просто – ἐκ τῆς Ανατολῆς – «от востока», по переводу древнего слав.-рус. Пр., – греч. Мен. В. υπάρχων δε σχολάριος τήν ἀξιαν, в древних слав.-рус. переводах: «сапом бе схоларь», или – «исхоларь» (Новг. Соф. Пр. № 1324, 1328, Сп. – Прил. и др.), в древлепеч. Прол. «быв схоластик», что уже изменяет смысл (σχολάριος – один из высших придворных военных чинов в Византии) и др. Св. Димитрий Рост. излагает в Четь-Минеях житие пр. Авксентия по указанному пространному житию его, а новейшие русские агиологи (преосв. Филарет и др.) – по Дим. Ростовскому.
А. Пономарев.