Источник

Кирилл (Богословский-Платонов)

Кирилл (Богословский-Платонов), архиепископ каменец-подольский и брацлавский, по своей разнообразной церковно-административной и духовно-просветительной деятельности в должности ректора Семинарии и Академии и в епископском сане в разных местах России, оставил и в современниках и в потомстве глубокую память о себе, как выдающемся иерархе второй половине XVIII и первой ХIХ века. Он был сын священника села Воздвиженского, – что в 12 верстах от Троице-Сергиевой Лавры по дороге к Москве, – родился 14 мая 1788 года. Девяти лет Кирилл (в мире Константин) поступил в троицкую лаврскую Семинарию, получив, при поступлении фамилию «Богословского». Как один из лучших учеников Семинарии, воспитывавшийся на стипендии митр. Платона, он после Семинарии поступил в петербургскую Духовную Академию, а по окончании академического образования магистром 1-го курса был оставлен при академии бакалавром церковной истории. 27 лет Константин Богословский «по влечению сердца» принял монашество с наречением имени Кирилл и был вскоре назначен ректором полтавской Семинарии, а в 1819 году ректором московской Духовной Академии. Лекции свои по Догматическому богословию Кирилл читал на русском языке, что было новостью для того времени. Чтения его отличались, – по свидетельству историка, – замечательною теплотой чувства и свойственным ему аскетическим направлением. Из тех же сторон характера и убеждений Кирилла вытекали заботы его, как ректора Академии, об исполнении религиозных обязанностей студентами и об их религиозно-нравственном воспитании. В бытность ректором Академии Кирилл принимал деятельное участие в переводе на русский язык Свящ. Писания, и за труды по богословию, за усердие в проповедовании слова Божия и, главным образом, за опыт истолкования послания Апостола Павла к Евреям ему была дана степень доктора богословия. В 1824 г. Кирилл был назначен епископом дмитровским, викарием московской епархии, а с 1827 г. – епископом вятским и слободским. Епископское служение Кирилла в Вятке было запечатлено архипастырской милостью его, отеческой нежностью к сиротству, бедности, снисходительностию к немощам и заблуждениям чад своих, близостью и доступностью для всех; богослужение, отправляемое им, отличалось торжественностью и назидательностью. Здесь же он заявил себя усердным миссионером в деле распространения православия в среде иноверного населения епархии. С грустью расставались вятчане с своим архипастырем, когда его в 1832 г. назначили архиепископом в Каменец-Подольск. Подолия, где и после присоединения ее к России шла борьба православия с римским католицизмом, открывала широкое поле деятельности для нового преосвященного, призывала его к разнообразному труду, требовала от него неутомимой энергии, высоконравственного авторитета и уменья действовать применительно к условиям местной жизни. И преосв. Кирилл много сделал для возвышения православия в подольском крае и для благоустройства епархии: он содействовал улучшению положения духовенства, – этой опоры православия, – и возвышению его влияния на общество, беседовал с католическими епископами и при ежегодном обозрении епархии со всеми католиками, расположенными к православию, обращал внимание на материальное обеспечение, на образование и поведение низших клириков и особенно заботился об улучшении православного богослужения, построения церквей и благоустроении бедных монастырей и духовно-учебных заведений подольской епархии. Напряженные труды и постоянные заботы преосвященного Кирилла расстроили его здоровье. Для лечения он ездил в Крым, но ничто не могло восстановить надорванный организм. В 1839 преосвященный заболел опасно. В это же время он был вызван в Петербург для присутствования в Синоде, и так как просимая им отсрочка отъезда не была дана, то в 1840 г., полубольной, выехал в Петербург. Прожил он в Петербурге недолго. 28 марта 1841 года он тихо, без страданий, скончался, держась за икону. Погребен он в Александро-Невской Лавре, в Феодоровской церкви.

В личной своей жизни преосв. Кирилл был строгим аскетом. Деньги он все раздавал бедным, и в Петербурге, напр., в последние дни своей жизни не имел денег на покупку даже недорогого лекарства, узнав о чем, Государь прислал своего придворного медика и дал пять тысяч рублей на лечение. Преосвященный был всегда и всем доступен, со всеми кроток, христиански терпелив и справедлив. Хороший портрет покойного пожертвован родственницей преосвященного Кирилла (В. А. Беляевой) в тульскую Палату Древностей.

(По личным качествам, по кроткой, братолюбивой и боголюбивой душе, он был человек выше похвал; а как архипастырь он был замечательным проповедником. Гомилетические труды его в свое время были прекрасны и не раз издавались; так, им напечатаны: а) Собрание слов, говоренных к вятской пастве – 1832 г., но было еще несколько изданий; б) Поучительные слова и речи к подольской пастве – в 2 томах, Москва 1837; в) Поучит. слова на воскресные праздники к подольской пастве, Москва 1840). Полное собрание его проповедей (в трех частях, Москва 1854) издано вместе с кратким жизнеописанием преосвященного, составленным его племянником † проф. московской Дух. Академии П. С. Казанским, причем жизнеописание было просмотрено митрополитом Филаретом, к которому преосв. Кирилл был близок. В рукописи сохранились докторская диссертация преосвященного, несколько проповедей и уроков по богословию).

Б. ЯворскийА. Родосский)


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 10: Киннамон — Кион : с 13 рисунками и двумя картами. — 1909. — VII с., 694 стб., 695-707 с., [6] л. портр., карт. : ил.

Комментарии для сайта Cackle