Библиотеке требуются волонтёры

Георгий – византийский монах

Георгий – византийский монах, имевший достоинство синкелла, написал исторический труд, под заглавием «Ἐκλογὴ χρονογραφι’ας», обнимающий время от сотворения мира до Диоклетиана (284 г. по P. X.). Сведения о жизни писателя можно почерпать из его труда, из предисловия к хронографии Феофана, продолжившего хронографию Г., и из замечаний о нем в историческом произведении Анастасия Библиотекаря. Прежде, чем получить достоинство синкелла, Г. долгое время жил в Святой Земле. При патриархе константинопольском Тарасии (784–806 г.) Г. синкелл, несомненно, был его секретарем (γραμματευ’ς), а по смерти патриарха удалился в один монастырь и здесь написал свою хронографию. В 810 году он был еще жив. Продолжение труда Г., после его кончины, принял на себя его современник и друг св. Феофан исповедник. Хронография Г. является самым важным, после труда Евсевия, источником для ознакомления с событиями первых веков христианства. Впрочем, все то, что характеризует труд Г. с хорошей стороны, принадлежит не столько самому писателю, сколько его руководителям известиями коих он пользуется, однако, не без критики. План сочинения Г. – хронографический, т. е. рассказ о событиях ведется просто по годам, без внутреннего освещения, так что текст нередко прерывается длинными хронологическими таблицами и является как бы исторической таблицей с присоединением некоторых объяснений, а не общей историей, как понимают ее теперь. Расположение различных частей в труде неодинаково. Тогда как рассуждение о рождестве Христовом и рассказ о евангельских событиях изложено автором очень тщательно, последующая затем история римских императоров до Диоклетиана сравнительно бедна содержанием и представляет извлечение из церковной истории Евсевия и хронографии Дексиппа, коими он пользовался чрез посредство писателя Панодора. Преимущественное внимание автора было обращено на изложение истории до Рождества Христова и на связь событий гражданских и церковных. В. труде Г. господствует богословский дух.

Главными источниками синкелла Г. были два александрийские хронографа – Панодор и Анниан – и Священное Писание. Но в точности определить отношение нашего автора к первым двум источникам трудно, так как сочинения Панодора и Анниана потеряны и известны лишь в тех отрывках, которые сохранились в хронографии Г. и у некоторых сирских писателей. Панодор, «ученый наследник» Юлия Африкана и Евсевия, процветал с 395 до 408 года, а Анниан, продолжатель Панодора в его хронологических трудах и гражданской истории, был моложе и закончил свой труд около 412 года. Панодор заимствовал свои сведения у Юлия Африкана, Евсевия и Дексиппа; таким образом, все то, что в труде Г. имеет отношение к этим трем писателям, взято им у Панодора, в частности, сведения из египетской истории, извлечения из Диодора, апокрифы о рождестве Христовом и пр. У Анниана Г. взял данные христианской хронологии. Затем, Г. весьма тщательно воспользовался для своего труда сведениями из канонических книг Священного Писания Ветхого и Нового Завета, которые он изучил с редким вниманием, прибегая даже к сравнению рукописей, но он не знал евр. языка и В. Заветом пользовался в переводе LXX, считая его выше еврейского подлинника. Кром Св. Писания, Г. непосредственно пользовался и трудами церк. писателей, напр. Григория Богослова, И. Златоуста. В последующее время хронография Г. Синкелла не нашла себе подражателей. Рядом с нею можно только поставить труд под заглавием εκλογὴ ι’στοριῶν, сохранившийся в отрывках.

И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle