Источник

Георгий Конисский

Георгий Конисский (или Кониский, как в актах) – архиеп. белорусский, «необычайный иерарх русской церкви», «апостольский трудник» в борьбе с латинством и унией за православие и русскую народность; он был выдающимся деятелем в церковно-религиозной, общественной и политической жизни северо-западной России второй половины 18-го столетия. Как искусному политическому деятелю и неусыпному пастырю, ревностному защитнику православия и русской народности, ему Белоруссия обязана не только сохранением своей православной веры при всех невзгодах, какие приходилось ей испытывать под властью польского правительства, но и освобождением ее от того тяжелого польского ига, под которым 200 лет она страдала. Ему в значительной степени была обязана и Россия успехом не только первого, но и других разделов Польши. Ему также принадлежит начало и великого дела воссоединения униатов с православною церковью. Если бы не Кониский, то – кто знает? – может быть, белорусская церковь еще долгое время и после 1772 года томилась бы под гнетом фанатизма и изуверства католиков. – Известен Г. так же и как славный церковный оратор, «восхищавший Белоруссию своими умными и трогательными поучениями, и удивлявший иногда даже самих иностранцев». Проповеди его – жизненные, с практическим направлением – служат для историка верным показателем религиозно-нравственного настроения екатерининского века и прекрасным памятником безбоязненного и своевременного обличения распространявшегося неверия, вольнодумства и порчи нравов современного Конисскому белорусского общества.

Г. (в мире Григорий) был сыном бургомистра г. Нежина, родился 20 ноября 1717 года. 11-ти лет он был отдан в Киевскую духовную академию, где с отличным успехом и окончил полный курс, в 1743 г., основательно изучив, как богословие, философию (под руководством славного Сильвестра Кулябки), историю, риторику и поэзию, так и языки – латинский, польский, греческий, еврейский и немецкий (под руководством знаменитого филолога Симона Тодорского). 11 авг. 1744 г. Г. принял монашество в Киево-Печерской лавре, причем им же самим было сказано тогда «слово» на текст из еванг. от Марка 10 гл. 29–30 ст. («Слово» это находится в рукописном сборнике Киево-Михайловского монаст.). С 1745 г. и по 1755 г. Г. служил в воспитавшей его академии, сначала в должности учители пиитики, потом (с 1747 г.) профессора философии и префекта академии, а с 1751 г. профессора богословия и, наконец, (с 1721 г.) – ректора академии, с возведением в сан архимандрита. Памятником выдающейся профессорской деятельности его служат хранящиеся и доселе в рукописи усовершенствованные, по сравнению с предшествовавшими, руководства и системы преподаваемых им наук – пиитики, философии и богословия. Кроме того, в должности учителя пиитики он писал стихи и духовные драмы, из которых особенно известна его «Трагедокомедия о воскресении мертвых...», направленная против безбожия (напечатана в «Летописях русск. литер.», т. III). Как мудрый и опытный ректор академии, он довел ее до высшей степени процветания и славы. – 20 авг. 1755 г. Г. был посвящен в Киеве в епископа Белорусского. Белорусская епархия входила тогда в пределы польского королевства и была там единственной православной епархией, вместо долженствовавших быть четырех. Тяжелое время переживала она тогда. Все силы господствовавших там католицизма и унии были направлены к тому, чтобы и эту единую православную епархию совратить в унию и затем окончательно слить с католичеством. И чего только ни измышляло для сего польско-католическое и униатское изуверство и фанатизм! Какими жестокостями ни преследовало оно православных! Яркую картину сего рисует сам Г. в слове своем (в 1767 г.) на день рождения императрицы Екатерины II. Тяжелая и страшная борьба с врагами православия предстояла Г. на новом месте его служения, но он безбоязненно вступил в нее непоколебимый верою в Промысл Божий, защищающий правоту. Для поднятия умственного и нравственного состояния своей паствы, прежде всего, и духовенства он открывает в Могилеве, в 1757 г., первоначальную школу для духовенства, а при архиерейском доме устрояет типографию, в которой и печатает первым делом «Катехизис» Феофана Прокоповича, с своими дополнениями; посылает ряд донесений в Св. Синод о разного рода притеснениях его пасомых, с просьбою о защите их; а в 1762 г. и сам едет в Москву на коронацию императрицы Екатерины II. Здесь в речи пред императрицею, 29 сент. 1762 г., ярко и картинно изображает печальное состояние православной веры в Польше и со слезами просит императрицу о защите, которая после сего твердо и решается принять гонимых под свою защиту. Из Москвы Г. вместе со двором переезжает в Петербург, где и живет до начала 1765 г., работая на благо своей паствы. В это время Св. Синод хотел перевести Г. в Псков, но императрица оставила его в Польше. «Г. нужен в Польше», многознаменательно ответила она Синоду. Летом 1765 г. Г. едет, под охраной русской стражи, в Варшаву, чтобы представиться новому польскому королю (Станиславу Понятовскому) и получить от него подтвердительную грамоту на епископскую кафедру. Здесь 27 июля он произносит пред королем на латинском языке блестящую речь в защиту православных, поразившую самих поляков и затем переведенную на разные европейские языки (По выслушании речи, король спросил Г.: «Много ли таких, как вы, умных людей в России? – Я самый последний», отвечал смиренно святитель). После речи Г. подал польскому правительству мемориал, где обстоятельно рассматривает вопрос о положении православных во всех западнорусских епархиях. Мемориал вызвал споры, для разрешения которых Г. и пришлось долго жить в Варшаве, изучая юридические и исторические акты и документы, чтобы на основании их доказать законность его требований. Плодом таких занятий Г. явилось обстоятельное сочинение его на польском языке: «Права и вольности жителей греческого исповедания в Польше и Литве», изд. 1767 г. В то же время он принимал самое деятельное участие в открывшихся тогда королевских сеймах и конфедерациях диссидентов, чем много и способствовал утверждению трактата между Россией и Польшей, от 13 февр. 1768 г., которым дарованы были диссидентам права, равные с правами католиков, и для разбирательства религиозных споров учрежден был смешанный суд, членом которого был назначен и Г. Но так как трактат 13 февр. поляками не исполнялся и преследования православных продолжались, то Г. опять пришлось ходатайствовать пред русским правительством за гонимых православных. Конец этим гонениям в его епархии был положен в 1772 году первым разделом Польши, по которому Белоруссия была присоединена к России и Г. был оставлен здесь епископом на прежнем положении. За время столь тяжелой борьбы Г. с врагами православия, или по его выражению «волками», он дважды едва не был ими убит: в 1759 г. в г. Орше, в Кутеинском монаст., и в 1760 г. в Могилеве в самом архиерейском доме. Следующие 22 года своей жизни Г., по его словам в эпитафии, «как пастырь, отдыхал с овцами». В начале 1773 г. он в Петербурге в блестящей речи благодарит государыню за оказанные ею благодеяния его пастве и потом, по возвращении в Могилев, усиленно хлопочет пред правительством о разрешении униатам свободно переходить из унии в православие. В 1780 году хлопоты его об этом увенчиваются успехом: «двери в православие отворяются узникам унии», и в течение 3-х лет (1781–83 гг.) в его епархии воссоединяется с православием 112.578 униатов. Не переставал хлопотать пред русским правительством, в то же время, Г. и за православных жителей, оставшихся в подданстве Польши после первого раздела ее, помогал им своими мудрыми советами и добился учреждения и для них православной епископии с местожительством епископа в Г. Слуцке. – Последние 15 лет жизни Г. посвятил заботам о внутреннем благоустройстве своей епархии, об утверждении в ней истинной веры и чистой нравственности; посылал духовенству увещательные грамоты – в 1783 году о запрещении обливательного крещения, в 1789 г. о запрещении небрежного исполнения таинства исповеди; усердно говорил проповеди, «для сбережения же христиан от заразы» антирелигиозной написал ответ на «Письмо г. Вольтера к учителям Церкви и богословам». В это же время он окончательно благоустроил духовную семинарию, выстроил для нее в 1785 году новое каменное здание. Г. же построил в Могилеве и существующий ныне архиерейский каменный дом. Прежний же дом, деревянный, и землю подарил лютеранам, в благодарность за что последние и поставили в построенной на подаренной земле кирке портрет Г. рядом с Лютером (Портрет этот находится в кирке и поныне). Стараниями Г. в 1780 г. был заложен в Могилеве, в бытность там императрицы Екатерины II и австрийского императора Иосифа II, новый собор во имя св. Иосифа Обручника. В 1787 г. Г. приветствовал в соборе г. Мстиславля императрицу Екатерину II своей знаменитой речью («Оставим астрономам доказывать....»). – Кроме проповедей, выдержавших четыре издания (в 1761 г. изд. самого Г., в 1835 и 1861 гг. изд. прот. И. Григоровича и в 1892 г изд. ред. «Могилевских Епарх. Ведом.»), и вышеупомянутых сочинений и речей, перу Г. принадлежат еще следующие: «О должностях пресвитеров приходских (написано вместе с Парфением, еписк. Смоленским); «Записки о том, что в России до конца XVI стол. не было никакой унии с римскою церковью» (напечатана в «Чтениях Московск. Общ. Истории и Древн.» за 1847 г., № 8); «Историческое известие о епархии белорусской и других епископиях, бывших в Польше и обращенных в унию»; «Мысли» его из области веры и нравственности, и разного рода надписи, особенно к иконам, и эпитафия самому себе. Долгое время приписываемая Г. «История Руссов или Малой России», как доказано ныне, не принадлежит ему («Киевск. Стар.», 1891 г., № 4). – За все «претерпенные труды и непогоду», 23 сент. 1783 г., Г. был возведен в сан архиепископа и члена Св. Синода. – В домашней жизни Г. был прост и со всеми обходителен; был благотворителен как родным, так и чужим. Сконч. Г. 13 февр. 1795 г. и погребен в г. Могилеве в Спасской церкви за правым клиросом. На стене, над местом его погребения, и доселе висит медная доска с вырезанною на ней эпитафией. Память о Г. и доселе свято чтится в Могилевской епархии.

О Георгии Конисском, кроме общих сочинений по западнорусской и общерусской гражданской и церковной истории 18-го века, см. Пушкин А. «О сочин. Георгия К.» («Современник», 1836, кн. 2, а также «Сочин. А. С. Пушкина», под. ред. Морозова, т. V); Соловьев, «История падения Польши»; Костомаров, «Последние годы Речи Посполитой» и отдельные статьи: Малиновский, «Проповедническая деятельность Георгия Конисского» («Руков. для сельск. паст.», 1871 г., № 25, 26, 27 и 29); Павлович, «Георгий Конисский» «Христ. Чт.», 1873 г., №№ 1 и 7); Георгиевский, « Проповеди Георгия Конисского» («Тр. Киевск. Дух. Акад.», 1893 г., кн. 1); Манеевич, «Неизданные стихотворения архиеп. Георгия Конисского» («Тр. Киевск. дух. Ак.», 1894 г., кн. 1); Сребницкий, «К биографии Георгия Конисского» (Сборн. Истор. филолог. общ. при инстит. кн. Безбородко в Нежине», т. I); Бережков, «Георгий Кониский, как проповедник» (там же), Ливотов, «Георгий Конисский, архиеп. Белоруссии» «Русское Обозрение», 1895 г. № 3.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle