Источник

Гетте Рене-Франсуа

Гетте Рене-Франсуа, в православии Владимир – бывший сначала римско-католическим аббатом, а затем православным священником в Париже, родился в Блоа (во Франции) в дек. 1816 г., в семье со средним достатком. В 1832 г., лишившись матери, он отдан был для духовного воспитания к о. Леону Гарапену, у которого пробыл два года; после того пробыл 4 г. в малой семинарии в Блоа и 3 года в большой, где изучал философию и богословские науки. Своим развитием и любовью к серьезным занятиям, однако, обязан был только себе. Пред окончанием курса едва не был увлечен в орден иезуитов. 23 лет был посвящен во священника, каковую должность и занимал по выходе из семинарии в течение нескольких лет в бедных и незначительных приходах Блоаской епархии. При епископском дворе среди врагов имел и покровителя в лице одного викария, впоследствии епископа Фабра. Под его влиянием и по его настоянию начал издание своего труда «История французской церкви». После революции 1848 г. некоторое время состоял редактором местного республиканского журнала. В скором времени затем перешел в Париж, где в течение первого года своего пребывания занимался преподаванием классических языков в одной школе. Быть профессором – было заветным желанием Г., однако из школы через год он был назначен священником при двух парижских, один после другого, госпиталях. Архиепископ Парижск. Сибур сначала относился покровительственно к Г., но затем, под давлением из Рима, переменил свои отношения и не оправдал доверия, которое сам внушил к себе со стороны Г. По проискам врагов, бывших при обоих еписк. дворах, строгих ультрамонтан, «История франц. церкви», вышедшая к тому времени в 7 т., декретом 22 янв. 1852 г. была осуждена и внесена в «Индекс запрещ. книг». Автора обвинили в янсенизме и приверженности к галликанизму. Это, однако, не помешало Г. довести свой труд до 12 т. В 1857 г. архиеп. Парижск., не найдя других поводов, запретил Г. совершать богослужение в Пар. епархии под предлогом, что он принадлежит к еп. Блоаской. Впоследствии, когда Сибур был убит свящ. Верже, враги Г. пытались его выставить причастным к этому убийству. Попытка эта не удалась. Под влиянием постигшего его труд осуждения, а также ввиду возникшей по этому поводу полемики, Г. с особенным вниманием занялся изучением церковно-историч. вопросов. Это изучение привело его к убеждению в истинности православия. И когда к нему явился Сушков, бывший не в состоянии разобраться в религ. вопросах, то о. Г. дал ему настолько православные объяснения, что тот поспешил познакомить его с прот. Иос. Васильевыми. Последний нашел его совершенно православным, как если бы он окончил курс в Моск. дух. акад. Через некоторое время после того в Париже, на освящении русской церкви, был преосв. Леонтий. Он принял от Г. прошение в св. син. о присоединении к православию, каковое и последовало в 1862 г. с оставлением присоединенного в сущем сане. Импер. Александром II, удостоившим о. Г. особой аудиенции, был пожалован орден св. Анны, права на ношение которого Г. долго одного не мог добиться. В 1875 г. принял русское подданство. Умер в 1892 г., завещав свои останки похоронить в России. Вся жизнь покойного о. Г. прошла в ученых изысканиях и полемике с ультрамонтанами, которой он посвящал, помимо журнальных статей и писем к представителям франц. духовенства, и отдельные труды. Таковы, напр.: «Янсенизм и иезуитизм» (1857 г.); «История иезуитов» (1858 г.); «Папство мирское, осужденное Григорием Великим» (1861 г.); «Опровержение мнимой «Жизни Иисуса» Ренана» (1863–5 г.; есть р. пер.); «Об энциклике 8 дек. 1864 г.» (1865г.) и др. Из других трудов, кроме упомянутой «Ист. фр. церкви», следует назвать «Историю христ. церкви от Р. Хр. до наших дней» (T. I-III, Спб., 1872–75). До конца этот труд Г. довести не успел. В нем автор имел в виду изложить историю христианства по первоначальным источникам, надеясь тем показать, что рим.-католицизм построен на заблуждениях и на ложных основаниях, и что истина сохранилась только в православии. Сочинение «Изложение учения Правосл. Церкви и других христ. церквей», имевшее целью дать краткое и точное руководство по вопросам веры для лиц, не специалистов в богословии, и посвященное Импер. Марии Александровне, было переведено на языки всех православных церквей, а также и на английский, и всюду принято хорошо. В «В. и Р.», 1887 г., №№ 11 и 15 напечатана его полем. с римско-катол. журн. по вопросу об отнош. между церквами зап. и вост. В том же журн. за 1890, 91 и 92 гг. напечатана его автобиография. Кроме того, о. Г. до принятия православия издавал журн. «Observateur Cathol.», соединившийся потом с нов., первым в Париже русск. журналом «Union chretienne».

Д.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. - Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 4: Гаага - Донатисты. - 1903. - [4] с., 1216 стб., 4 л. портр., карты: ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle