профессор Александр Павлович Лопухин

Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том 4

Десятинная церковь

Десятинная церковь в Киеве заложена была (около 989 г.) св. Владимиром на месте убиения христиан-варягов Феодора и сына его Иоанна, принесенных киевлянами-язычниками в жертву идолам. Для строения этой церкви св. князь выписал из Греции строителей и художников; постройка продолжалась 7 лет и 12 мая 996 г. состоялось освящение нового великолепного храма во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. Св. Владимир, по сказанию летописи (Ипат. 85), определил на содержание этой церкви десятую часть имения своего и городов, а также отдал на ее украшение сосуды, книги, иконы, привезенные им из Корсуня. От способа содержания своего церковь эта получила название Десятинной. Как св. Владимир, так и последующие князья употребляли все меры для возможно лучшего украшения этой церкви и питали высочайшее к ней уважение, наравне с церковью св. Софии (примеры в летописях – Ипат. 381, 399, 233, 253, 280; Лавр. 341, 339, 343, 297). Между прочим, св. Владимир отдал в эту церковь св. главу папы Климента и мощи Фива, ученика его; вместе с тем можно предполагать, что св. князь желал сделать из этой церкви как бы великокняжескую усыпальницу членов своего рода, так как, перенес в нее из Николаевской церкви, что на Аскольдовой могиле, останки бабки своей Ольги, а в 1011 г. положил в нем и умершую супругу свою – греческую царевну Анну; впоследствии, вероятно, по его распоряжению, и сам он был погребен в том же храме; здесь же, еще при жизни св. князя, были положены останки 1-го митр. Киевского Михаила. Затем впоследствии здесь были похоронены Изяслав I в 1078 г. и Ростислав Мстиславич в 1094 г. Древняя Д. церковь была в 24 саж. длины и 16 саж. ширины, причем стены достигали до 1 1/2 арш. толщины; алтарь был в 23 арш. длиной. Внутренние стены были расписаны фресками из Ветхого и Нового Завета; колонны, поддерживающие купол были мраморные, полы – мозаичные из яшмы, мрамора и других камней; алтарная преграда была украшена иконами, которые св. Владимир заказывал в Константинополе в 1007 г. Дальнейшая судьба этого великолепная храма св. Владимира – общая со всеми другими русскими церквами, т. е. и она страдала от пожаров, нашествия врагов и междоусобиц князей. Так, в 1017 г. Д. церковь сгорела и возобновлена была только чрез 22 г. при митр. Феопемпе; в 1169 г. (ранее этого года о Д. церкви в летописях, упоминания не делается) Д. церковь сильно пострадала от ополчения 11 князей, собранных Андреем Суздальским или Владимирским против в. к. Мстислава Изяславича, причем лишилась значительной части своих драгоценностей; то же бедствие потерпела церковь в 1208 г. от половцев, взявших Киев под предводительством Рюрика с Олеговичами; наконец, она была разрушена почти до основания в 1240 г. Батыем. От прежней постройки остался один юго-западный угол; все остальное представляло собою груду обломков и щебня, над которой, за 400 лет выросли крупные деревья; все годное из этой груды киевляне разбирали для своих построек и, конечно, уничтожили массу памятников, седой отечественной старины. В таком виде дело шло до Петра Могилы, который решил, хотя отчасти, восстановить памятник начала христианства на Руси. Для этого к оставшемуся юго-западному углу были пристроены стены и над ними сделана верхняя деревянная постройка; внизу храм освящен в честь Рождества Пресв. Богородицы, а вверху устроен придел в честь апостолов, Петра и Павла. Произошло это в 1635 г., причем П. Могила поставил в храм древний образ св. Николая, отчего эта церковь и получила в народе название Десятинного Николая, под которым известна и поныне. При этом возобновлении были найдены гробницы св. Владимира и супруги его Анны, причем митрополит взял из гробницы св. князя череп и поместил его для хранения сначала в церковь Спаса на Берестове, основанную св. Владимиром, а затем перенес ее в Великую церковь Киево-Печерской лавры; нижняя челюсть черепа отослана была в московский Успенский собор, а кость правой руки – в Киевский Софийский собор; после этого гробницы были снова закрыты. Чрез сто лет эта малая Д. церковь пришла в ветхость и возобновлена старицей Флоровского монастыря Нектарией, бывшею княгинею Наталией Борисовной Долгоруковой, причем сильно пострадали различные остатки старины, как-то: греческие надписи, муравленные орнаменты и т. п. Затем и эта церковь обратилась в развалины, обративши на себя внимание ученого митр. Евгения, при котором были произведены раскопки на месте бывшей Д. церкви, давшие довольно много интересных предметов, доныне хранящихся в теперешней Д. церкви. Новейшая история Д. церкви начинается с 20-х годов истекшего столетия. В это время остатками Д. церкви заинтересовался археолог-любитель, отставной гвардии поручик Александр Анненков, который выпросил позволение произвести обширные раскопки на месте древней церкви, за что обязался на свой счет выстроить на ее месте новый каменный храм во имя св. князя Владимира и свят. Николая. Разрешенные ему раскопки начались в 1825 г. под руководством командированного академией художеств архитектора Ефимова, причем 23 июля 1826 г. найдены были две красного шифера гробницы. Одна из этих гробниц была составлена из 6 досок, связанных железными скобками; в другой, найденной близ алтаря прежней малой церкви, оказались человеческие кости, кроме черепа, кисти правой руки и правых ребер, остатки шелковой, кофейная цвета, одежды, прошитой золотой канителью, золотая шарообразная пуговица, и у ноги – куски кожи от башмаков. Полагают, что эту гробницу митр. Петр (Могила) признал гробницею св. князя Владимира и взял из нее недостающие части скелета. У северной части древнего фундамента найдена, также совершенно уцелевшая гробница с рельефно, высеченными украшениями и крестами, в которой лежал полный остов, прикрытый полуистлевшим покрывалом. Кому принадлежала эта гробница – неизвестно. Для возведения здания новой Д. церкви был назначен строительный комитет, членами которого были: митр. Евгений, Киевский губернатор Катеринич и храмостроитель Анненков; чертежи, план и фасад были составлены. архит. Стасовым. Желание Анненкова и Стасова было – пристроить новое здание к старым стенам и, таким образом, восстановить древний памятник; но другие архитекторы восстали против мысли о включении древних стен в новую постройку, угрожая неравномерною осадкою стен, почему древние стены были снесены до фундамента, да и этот последний остался только на южной и западной стороне. Закладка новой церкви последовала 2 августа 1828 г., а 19 июля 1842 г. (т. е. почти чрез 14 лет) она была освящена митр. Киевск. Филаретом в сослужении архиеп. Житомирского Никанора и бывшего епископа Смоленского Иосифа. Нынешняя Д. церковь представляет собою квадрат с 40 аршинными сторонами. Над храмом высится обширный византийского стиля купол, по сторонам которого 4 меньшие купола, все покрыты железом и окрашены зеленою краскою; между окнами куполов помещены изображения святых. Пол церкви составлен из шлифованных плиток красного шифера, яшмы, гранита и мрамора, в значительном количестве найденных в развалинах древней церкви. В главном алтаре, пред престолом и за ним, вделаны части древнего мозаического пола. Над предполагаемою гробницею св. Владимира, внутри церкви, с южной стороны, воздвигнуто изящное надгробие из темно-серого мрамора с бронзовыми позолоченными украшениями и приличною надписью. На надгробии изображен во весь рост почивающий благов. князь. Вверху надгробия, в сиянии – всевидящее око и под ним – 988 г., год крещения киевлян; ниже – зодиак и под ним означены месяцы, в которые св. Владимир принял крещение и окончил жизнь. В средине щита – звезда, в которой на порфире изображен вензель св. князя под великокняжеской шапкой, а по сторонам – регалии и арматура. У северной стороны придела, посвященная св. Николаю, симметрично с описанным надгробием, устроено подобное же возвышение, на коем положены частицы св. мощей. Из древностей прежней Д. церкви в новой сохранилась икона св. Николая Чудотворца, по преданию привезенная св. Владимиром из Корсуня; кроме того, в Минске, в замковой Рождества Богородицы церкви, хранится икона Божией Матери, спасенная из Д. церкви при разграблении ее татарами. Икона эта почитается наидрагоценнейшей святынею всего западного края России. Как внутренняя отделка, так и иконы и утварь теперешней Д. церкви, стоившей ее строителю более 100 т. р., носят характер новых времен, а от древних времен осталось, кроме указанной иконы и нескольких мелких вещей, одно название Д., пережившее 8 с половиною веков, что и дало основание известному знатоку нашей старины проф. М. И. Погодину назвать эту новую постройку «несчастным недоразумением» (Моск. Вед., 1875 г., .№ 84).

Н. М.


Комментарии для сайта Cackle