Евсевий епископ Кесарийский
Евсевий, епископ Кесарийский (260–340), отец церковной истории, родился в Палестине, учился в Иерусалиме и Антиохии. Учителями его были антиохийский пресвитер Дорофей (см. Дорофей) и кесарийский пресвитер Памфил, два выдающиеся ученые своего времени. Особенно близок был Е. с Памфилом. Е. принимал деятельное участие в благоустройстве богатой библиотеки Памфила и даже в память о своем друге присоединил к своему имени имя этого лица и стал известен в истории под именем Евсевия-Памфила. Благодаря такому руководству и таким благоприятным условиям, Е. имел возможность присоединить к своему природному таланту громаднейшую эрудицию. Особенно изучил он Платона, Филона и Оригена. Он был свидетелем гонения Диоклетиана и его преемников, видел мученическую смерть Памфила и сам перенес тяжелое темничное заключение. По смерти Памфила, он бежал из Кесарии, спасаясь от преследования, и бродил по разным городам, ища безопасности. С победой Константина над Ликинием положение Евсевия круто изменяется. Он сблизился с Константином и сделался одним из влиятельнейших епископов. На Первом Вселенском Соборе ему, как самому ученому из епископов, поручено было составить символ веры. Но Е. в своем проекте составил символ в общих выражениях и уклонился от прямого осуждения арианства. Поэтому составленный им символ не был принят. Был ли Евсевий полуарианином, как думает проф. А. П. Лебедев, или православным, как думают Филарет Черниговский и А. В. Горский, – вопрос сложный. Во всяком случае, пристрастия Евсевия к арианству отрицать нельзя: оно ясно сказывается в той тенденциозности, с которой он в своей «Жизни Константина» тщательно замалчивает все то, что служит не в пользу ариан. Пользуясь своею близостью к императору, он в 330 году требовал низложения борца за православие Евстафия Антиохийского, а в 336 г. добивался возвращения Ария и заточения Афанасия Великого.
В ряду сочинений Е. первое место занимаюсь его исторические труды: «Церковная История» и «Жизнь Константина». Первый труд появился около 325 года. Содержанием его служит история церкви от начала христианства до 324 года. Он делится на 10 книг, а каждая книга, в свою очередь, делится на несколько глав. Источники, которыми пользовался Е. для составления этого труда, очень многочисленны. Первое место между ними занимают «Достопамятности» Егезиппа (см. Егезипп) и Хронография Юлия Африкана (см. Африкан, II). Кроме этих двух источников, в которых факты уже подверглись систематической исторической обработке, в распоряжении Евсевия была громадная масса сырого материала, которую доставляли ему восточные библиотеки, особенно Иерусалимская и Кесарийская. Евсевий пользовался и такими писателями, сочинения которых сохранились только в сочинениях самого Евсевия, каковы, например, Папий Иерапольский, Егезипп, Дионисий Александрийский, Кодрат, Мелитон и др. Пользовался он и иудейскими писателями, напр., И. Флавием, Филоном, и языческими, напр., Порфирием. Возможно, что кроме того он пользовался и архивами. К своим источникам Е. относится с критическою осторожностью, хотя и далеко не всегда, и по большей части буквально выписывает из них целые отделы, часто без всяких добавлений от себя, вследствие чего труд его похож на историческую хрестоматию. Важным источником сведений было личное наблюдение Евсевия и изустное показание других. Отсюда почерпнуто содержание трех последних книг «Истории». Как наблюдатель, Евсевий имеет много недостатков, несмотря на то, что, как очевидец замечательнейшего из гонений, он имел богатый материал для наблюдений. Как человек книжный, он был неспособен воспринять, понять и оценить явления действительности надлежащим образом. Он намеренно замалчивает о некоторых темных сторонах жизни христиан того времени. О многих событиях он собрал крайне скудные, а иногда и неверные сведения. Особенно это имеет место по отношению к церковной истории Запада. Свою «Историю» Е. писал по самому широкому плану: он хотел обнять христианство во всех его важнейших проявлениях. По его воззрению христианство – это цель, к которой направляются судьбы язычества и иудейства. С этой точки зрения он и излагает ход мировых событий. Историю христианства он понимает как историю благодетельных для человечества действий Промысла Божия, подготовлявшего явление христианства и постоянно покровительствовавшего христианам в борьбе их с враждебными силами ада. Борьба неба с адом – вот содержание всемирной истории и под эту точку зрения подводятся у Евсевия разрозненные исторические события. К сожалению, Е. упускает из виду третий фактор истории – человека. Все зависит от того, действует ли Бог, или диавол. Если Бог, то в результатах получаются исторические события положительного характера, если диавол – отрицательного. Действие первого принципа проявляется в сохранении чистоты христианского учения от времен апостольских. Средствами для этой цели служат, во-первых, сохранение канона священных книг, во-вторых, апостольское преемство иерархии и, в-третьих, творения отцов и учителей церкви. Действие второго принципа проявляется в появлении ересей и в гонениях. Ересь – это внутренняя сила, стремившаяся нарушить чистоту сохраняемого церковью христианского учения, гонения – внешняя, направлявшаяся к той же цели и враждовавшая против живого и действенного исповедания этого учения. Такова схема историко-философских воззрений Евсевия, положенная им в основу своего труда. Упущение из вида человеческой стороны в истории невыгодно отразилось на достоинстве труда Евсевия. Если роль всего человечества, а следовательно, и отдельных лиц, сводится к нулю, Евсевию не было нужды углубляться в мотивы их действий, давать подробную характеристику их личности и их взглядов. Он так и делает, ограничиваясь причислением известных лиц к царству добра или царству зла, сообразно чему все их поступки и труды получают или хороший, или худой характер. Особенно ярко сказывается этот недостаток в другом его историческом труде: «Жизнь Константина». Сочинение это состоит из четырех книг и составляет продолжение «Истории». Как в первых восьми книгах Е., описывая историю гонений, как время господства диавола, рисует одни мрачные картины, так в двух последних книгах и в «Жизни Константина», описывая торжество православия, он рисует одни светлые стороны христианской жизни и упорно молчит о темных. Мало того, во внешнем признании христианства религией господствующей он видит полнейшее осуществление всех целей христианства, а насколько соответствовало внутреннее состояние христианского общества его изменившемуся внешнему положению, этого вопроса Е. себе не задает и все внимание сосредоточивает на красноречивом описании фактов, свидетельствующих о внешнем могуществе христианства, на постройке великолепных храмов, на роскошных пирах епископов с императором и т. п. Виновник изменения в положении христианства, Константин, превращается под пером Евсевия в вместилище всех возможных совершенств. О близости Константина к арианству, об арианских смутах, волновавших Восток, и о донатистах, волновавших Запад, Е. не говорит ни слова. Несмотря на все указанные недостатки, Е. по праву носит имя отца церковной истории. Его труды, как по широте замысла, так и по достоинствам его осуществления, действительно не имели ничего себе подобного в прошлом и как древние, так и новые историки сходятся в признании высокого достоинства трудов Е. До составления «Истории» Е. написал Хронографию или Хронику в двух частях. В первой части содержится очерк всемирной истории, во второй хронологические таблицы и указания. Она известна лишь по армянскому и латинскому (вторая часть) переводу. В своем труде Е. пользовался хроникой Африкана, но далеко превзошел ее. Кроме этих трех главных исторических сочинений от Евсевия остались – Памятник царю Константину, Жизнь Памфила, Книга о палестинских мучениках. Ему же принадлежат: 1) сочинения апологетические: Приготовление к евангелию, Доказательство в пользу евангелия, Против Иерокла, Извлечение из пророков о Христе, Богоявление; 2) сочинения полемические: Две книги против Маркелла, Три книги о церковном богословии; 3) сочинения экзегетические: Указатель для соглашения Евангелий, Ответы Стефану и Марину о евангелии, Толкование на Евангелие от Луки, на Песнь песней, псалмы и книгу прор. Исаии.
Издания и литература. Полного критического издания сочинений Е. еще нет. Издание Миня (Ser. Gr. XIX–XXIV) не имеет научного значения. Удобно для пользования издание важнейших сочинений Е. Диндорфа (Lips. Taubner, 1867–71). Изданий отдельных сочинений Е. очень много. Из необозримой иностранной литературы о Е. отметим: Harnack, Geschichte d. altchr. Lit. II, 1897; Bardenhewer, Patrologie, S. 226; A. Halmel, Die Entstehunge d. Kirchengesch. E. v. Cäsar, Essen 1896; pycская: Филарет, «Историческое учение, изд. II, т. II, стр. 4; Н. Розанов, «Евсевий, епископ Кесарийский», 1881 г. (рецензия на этот труд Μ. Муретова в «Прав. Обозр.» 1881 г); проф. А. П. Лебедев, Греческие церковные историки в «Чтениях м. Общества любит. духовн. просвещения» за 1890 г., его же, Церковная историография в главных ее представителях, изд. 2-е, стр. 10–110, Спб. 1903. Русский перевод сочинений Евсевия в «Христ. Чтении» за 1823, 32, 38, 40, 41, 48 и 49 годы. «Церк. История» в отд. издании, Спб. 1858 г.