Библиотеке требуются волонтёры

профессор Александр Павлович Лопухин

Ерма

Ерма (᾿Ερμα’ς) – автор книги «Пастырь», замечательного литературного произведения первых времен христианства. Из случайных заметок этой книги можно установить, что Е. был рабом с детства и в молодости был продан в Рим, но получил свободу, женился и удачно вел торговлю. Приобретенное не совсем честно богатство доставило ему много огорчений чрез жену и детей. Вероятно, вследствие доноса во время гонения Е. потерял все свое состояние и вынужден был сам обрабатывать свое поле вблизи Рима по дороге в Кумы, где он и получил записанные в книге откровения. Язык книги дает основание думать, что Е. вырос среди иудеев, и ее содержание дает возможность составить представление об Е., как о человеке простом и малообразованном, но горячо верующем и искреннем. Время написания книги определяется упоминанием о Клименте, под которым разумеется вероятно Климент Римский. А если так, то гонение, лишившее Е. имущества, будет гонением Домициана и «Пастырь» окажется написанным до смерти Климента Римского и по смерти Домициана, т. е. между 96 и 101 годами. Следующие указания «Пастыря» подтверждают такую датировку: 1) наименования степенен иерархии еще не установились, 2) в церкви существует дар пророчества, 3) сектанты еще не выделились из церкви, 4) современники и сотрудники апостолов, а может быть и сами апостолы еще живы, 5) специальных законов против христианства еще не существует. Внутренние указания книги подтверждаются и внешними свидетельствами Оригена, отожествлявщего автора «Пастыря» с Е., упоминаемым в посл, к Рим.16:14, Евсевия и Иеронима, повторявших догадку Оригена. Отнесение времени составления «Пастыря» в Мураториевом каноне в Catalogus Liberianus, опирающемся на хронику св. Ипполита Римского, ко времени Пия I (139–141 до 154–156) вызвано, по-видимому, стремлением подорвать авторитет книги, которая пользовалась почти каноническим значением и даже входила в состав Библии. Только на Тридентском соборе (8 апр. 1546 года) «Пастырь» был окончательно исключен из Библии. Попытки некоторых западных ученых, напр. Евальда, Ричля, Дорпера, Гарнака, Барденгевера, отнести ее к половине второго века неудачны и ведут к мысли о нескольких авторах «Пастыря», чему решительно противоречит единство стиля и языка всей книги. «Пастырь самое обширное из писаний мужей апостольских. Книга состоит из четырех видений, 12 заповедей и 10 подобий. В 9 подобии указано деление книги на две части с двумя отделами в каждой из них. Первые два видения церкви в виде женщины составляют первый отдел первой части, третье и четвертое видения – второй. Во второй части ангел покаяния, явившийся в виде пастыря, подробно раскрывает данное ранее женщиною, т. е. церковью, откровение. Все заповеди и восемь подобий входят в первый отдел второй части, второй отдел состоит из девятого подобия, а десятое служит заключением книги. Цель книги – призыв к покаянию и исправлению, вызванный пробудившимся в авторе сознанием непозволительности греховных пожеланий для христианина, и указание правильного образа жизни. Явившаяся в первом видении дряхлая женщина, как образ печального положения церкви, в последующих видениях становится моложе и крепче и, наконец, в четвертом видении, после того как Е. миновал огненно-красное чудовище (будущее гонение), она является в виде готовой к венцу невесты. При каждом явлении Е. даются увещания и сообщаются откровения. В пятом видении пришедший к Е. в одежде пастуха ангел объясняет чрез заповеди и подобия видения. Первая заповедь – о вере в единого Бога, удерживающей человека от зла. Вторая – о простоте и невинности. Третья – о любви к истине, причем разъясняется, что прежние грехи не должны быть причиной отчаяния, так как они исправляются последующей жизнью. Четвертая – запрещает блуд, узаконяет развод за прелюбодеяние и за уклонение в идолопоклонство и разрешат второй брак, рекомендуя, однако, оставшемуся в живых супругу безбрачие. Здесь же говорится об однократном покаянии, как средстве избавиться от грехов после крещения. Пятая заповедь повелевает быть великодушным и приветливым, так как гневливость является следствием привязанности к земным интересам. Шестая – говорит о двух ангелах, добром и злом, находящихся при каждом человеке. Седьмая внушает бояться Господа и не страшиться диавола. Восьмая перечисляет дела, которые должен совершать боящийся Господа. Девятая говорит о молитве. Десятая запрещает печаль, так как печаль происходить или от сомнения, или от гневливости. Одиннадцатая говорить о пророчестве. Двенадцатая – о злых пожеланиях. На высказанное Е. сомнение в исполнимости всех этих заповедей пастырь с гневом отвечает, что кажущаяся трудность заповедей зависит именно оттого, что человек начинает колебаться и сомневаться еще прежде, чем приступил к осуществлению их. Диавол также не препятствие, так как он не может принудить человека к чем-нибудь против его воли. В девяти подобиях перед Е. раскрывается опять ряд видений, чрез которые пастырь разъясняет ему христианское нравственное учение. Напр., во втором подобии обвившаяся вотрут вяза виноградная лоза, которая приносить плод, лишь потому, что опирается на вязь, а не лежит на земле, представляет желательные в христианстве отношения богатых и бедных: одни помогают другим делами благотворительности, те отплачивают им усердною, угодною Богу молитвою. Девятое подобие, составляющее по объему четверть всей книги, изображает состояние церкви под образом созидания башни.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к. : ил.

Комментарии для сайта Cackle