Источник

Жребий

Жребий, употребление его у евреев и в христианской церкви. Обычай решать спорные и сомнительные дела жребием был весьма распространен в древности. Был он и у евреев. В сомнительных и затруднительных случаях евреи, не полагаясь на самих себя, предавали самих себя Богу и от Него ждали решения (Нав.7:13; 1Цар.14:42; Притч.16:33). К жребию прибегали только в важных случаях. Так, при разделении земли обетованной между 12-ю коленами по повелению самого Бога участки распределялись по жребию (Чис.26:55, 33:54, 34:13; Нав.13:6, 14; Пс.77:55 и др.). Жребием были назначены города для священников и левитов (Нав.21:3–4; 1Пар.6:54). Жребием решалось, который из двух козлов в день очищения должен быть принесен в жертву (Лев.16:8). Жребием открывались различные виновные лица (Ин.1:7; Нав.7:14). Жребием распределялись чреды служения священников и левитов (1Пар.24:5, 25:8). Жребием решали раздел добычи и пленных при завоевании (Иоил.3:3; Авд.11; Наум.3:10; 1Макк.3:36; сн. Мф.27:35). Жребием указан был Израилю первый царь его Саул (1Цар.10:19). Жребием были избраны, из возвратившихся из плена, имеющие право поселиться в Иерусалиме (Неем.11:1–2). Наконец, жребием решались дела и в частных распрях (Притч.18:19, 16:33), вероятно, по взаимному соглашению спорящих сторон. Употреблялся жребий и в Новом Завете: жребием ап. Матфий был избран на место Иуды Искариотского (Деян.1:15–26). Священное Писание упоминает об употреблении жребия и у язычников (Ион.1:7; Есф.3:7; Мф.27:35). О способе употребления жребия говорится лишь в Притчах: «в полу бросается жребий, но все решение его от Господа» (Притч.16:33). Слово «в полу» может означать и сосуд, или урну. Вероятно, в какой-нибудь сосуд бросали игральные кости, трясли его и выкидывали их. Следуя примеру апостолов, и церковь иногда прибегала к жребию. В 374 г. св. Мартин жребием был утвержден епископом Турским, несмотря на то, что против него была многочисленная партия. В 381 г. таким же путем Аниен получил место епископа Орлеанского. Порядок при этом соблюдался такой. Приготовлялись несколько запечатанных писем с утвердительным или отрицательным ответом по числу кандидатов и клались под покров престола. После продолжительного поста и молитвы кандидаты вынимали письма и заключавшийся в них ответ считался откровением свыше. Впрочем, были церковные постановления, запрещавшие жребий. Так, напр., на соборе в Оксерре, в Галлии, 578 г., метание жребия было запрещено. Запрещение это повторено и в капитулярии Карла Великого 789 г. Иногда жребий заменялся гаданием по книгам Св. Писания, или по Виргилию (на Западе), или, наконец, по словам Евангелия, случайно услышанным при входе в церковь во время богослужения. В русской церкви жребий применялся при выборе новгородских владык. В 1467 г. новгородцы посредством жребия решили, какому святому строить церковь (Полн. Собр. Р. Лет. XVI, 219–220). В XVII веке посредством жребия решались дела лиц духовного звания, которым присяга была запрещена.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle