Источник

Дунс-Скотт

Дунс Скотт Иоанн – знаменитый схоластик, род. в 1260 или 1274, по свидетельству Матвея Вегленского и Демстера в Дунсе, в южной Шотландии, по Леланду и др. – в Дунстане, в Нортумберландии, по Ваддингу – в Ирландии; ум. в Кельне, 1308 г. Рано вступив в орден францисканцев, он изучал богословие в Оксфорде, под руководством Виллиама де-Вуарра (Варро). Когда последний отправился в Париж, Д. сделался преемником ему по кафедре, и с большим успехом преподавал в Оксфорде, где, как рассказывают, у него было 3000 слушателей. Он особенно поражал всех своей остротою и тонкостью своего ума, вследствие чего получил титул doctor subtilis. В Оксфорде он написал комментарий на «Сентенции» Ломбарда: Opus Oxoniense. Около 1301 г. он отправился в Париж, и там так же читал о сентенциях, и эти лекции впоследствии изданы были под заглавием Reportata Parisiensia. В 1305 г. он получил степень доктора. По повелению Климента V, он имел большой диспут с доминиканцами касательно непорочного зачатия Богоматери. Победа осталась за ним. Даже мраморная статуя Богоматери, стоявшая в зале, «поклонилась ему, когда он сходил с кафедры»; и с этого времени в университете вошло в правило, чтобы всякий, получая степень, давал клятву защищать учение о непорочном зачатии. В 1308 г. Д. был послан в Кельн генералом своего ордена для спора с бекгардами, многочисленными в той местности, и с доминиканцами, отказавшимися принять новый догмат. Там он принят был с большими почестями, но в том же году умер от апоплексии.

Лучшее издание его сочинений сделано Ваддингом, в Лионе, 1639 г., в 12 том. Первые четыре тома содержат в себе разные творения по грамматике, логике и проч.; томы V-X, Opus Oxoniense; том XI, Reportata Parisiensia, и том XII, Quodlibeta. Эти сочинения представляют поразительное доказательство обширной учености их автора. Дунс был не только знаком с писателями своего времени и ранними средневековыми, но глубоко знаком был также с творениями отцов, и изучал как греческих, так и арабских философов. У Аверроеса и Авиценны он заимствовал много платоновских и неоплатонических идей. Замечательно различие между Дунс-Скоттом и Фомой Аквинатом. Оно коренилось в натуре этих двух лиц, и сделалось возбуждающим элементом в последующей истории схоластики. В своих идеях о Боге Фома всегда склонен был выдвигать необходимость, Д. – свободу; Фома имел естественную наклонность к обобщениям, Д. отличался живым чувством индивидуальности; в то время, как для Фомы отношение между Богом и миром есть отношение субстанциальное, Д. защищает свободную причинность Бога; и в то время, как фомистическое понятие о Троице содержит в себе тень модализма, Д. ясно и точно проводит различие между лицами Троицы со свойствами Бога, и проч. Гений Фомы был умозрительный; гений Дунса критический, и его метод, вследствие этого, есть, скорей, отрицательное разрушение заблуждений, чем положительное построение истины. Но именно, подобно тому, как его естественная наклонность к индивидуализму никогда не делала его номиналистом, так и его природный талант к критике никогда не делал его скептиком. Его скептицизм относится только к аргументами; и, если даже он настолько разрушил все доводы, что не оставалось никакого основами для истины, кроме абсолютной воли Бога и добровольного подчинения человека, то все-таки он никогда не касается этого основания истины божественного Откровения и авторитета церкви. Величайшей проблемой для схоластики был вопрос об отношении между Богом и миром, и в системе Д.-С. эта проблема получила оригинальное и смелое обсуждение. Представляя Бога безусловно самодовлеющим и самоуправляющим субъектом, он пытается дать миру высшую степень независимости и субстанциальности, чем какая давалась ему в системе эмманации или пантеизма. Но решение это неполное. В своем внутреннейшем бытии, в самом своем существе, Бог остается неведомым и непознаваемым для человека, и, вследствие этого, Его воля никогда не может сделаться прямым и естественным содержанием воли человека. Воля Божия есть загадка, проявляющаяся только в виде произвольных повелений; воля человека есть пустая форма, получающая свое содержание через добровольное подчинение внешним авторитетам церкви. Жизнь Д. была написана Матвеем Вегленским в Thesaurus Bibliographicus; Ваддингом в его издании творений Д., Т. I; Ферхи, Кельн 1662; Янсен, Кельн 1622, и др.

О его системе: см. у Albergoni. Resolutio doctrinae Scoticae. Lyons 1643: Baumgarten- Crusins. De theologia Scoti. Jena 1826; Karl Werner, Johannes Duns Scotus, Wien 1881.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle