Источник

Заозерский

Заозерский Николай Александрович – проф. Московск. д. академии, сын священника Ярославской епархии; в 1876 г., по окончании курса в Московской духовной академии, назначен преподавателем Костромской духовной семинарии, в 1878 году – доцент Московской духовной академии по кафедре церковного права, в 1895 г. – экстраординарный, а потом и ординарный профессор, в 1902 – заслуженный ординарный. Его магистерская диссертация под заглавием: «Церковный суд в первые века христианства». Историко-каноническое исследование, Кострома 1878, обратила на себя внимание как духовной, так и светской литературы (см. рецензии А. Павлова, «Критическое Обозрение» 1879 г., кн. 4, стр. 1–4; архим. Иосифа, «Странник» 1878, кн. II, стр. 232–235; А. Н. Кудрявцева, «Протоколы Новоросс. юрид. общества» 1881, № 15, стр. 11–12; «Прибавления к творен. св. отцов» 1880, т. XXVI; Горчакова в «Сборнике госуд. знаний»; руководство для сельских пастырей» 1878, № 52; «Правосл. Обозрение» 1878, т. III; Церковный Вестник» 1878, № 40; «Московские, Харьковские Епарх. Ведомости» за 1878 г., «Волынские» за 1879). Такое внимание к сочиненно г. З. объясняется, с одной стороны, его достоинствами и с другой – тем обстоятельством, что в то время был поднят вопрос о церковно-судебной реформе и горячо обсуждался в духовной и светской литературе. Всех живо интересовал вопрос, насколько существующий и предполагаемый церковно-­судебный строй соответствует основным началам суда древней вселенской церкви, и вполне естественно, что исследование, посвященное объективному, полному и точному изображению церковного суда первых веков христианства, нашло столь многочисленные отголоски в печати. Докторская диссертация Н. А. З. «О церковной власти (основополижения, характер и способы применения церковной власти в различных формах устройства церкви по учению православного канонического права)», Сергиев Посад 1894, также сочувственно была принята критикой (см. «Русское Обозрение» 1895 г., кн. 3, стр. 497–501). По отзыву рецензента, «главное достоинство обширного труда автора заключается в самостоятельности и основательности его системы. Он стремится быть совершенно свободным от влияния иностранной канонической доктрины. Он строит свою систему церковного устройства на основании самостоятельного изучения первоисточников церковного права; оттого логика его каноники и система совершенно естественны и сродны духу и букве его источников, а не навязаны им отвне. Наибольшая часть труда автором положена на изучение канонов православной церкви и подлинного Юстинианова законодательства. В отделе приложений заслуживают внимания сырые материалы: образцы венечных памятей и дело о жестоком обращении мужа с женой. Дух книги – строго научный, направление – строго православное». Ему же принадлежат: «Очерки из истории кодификации канонического права восточной церкви», «Чтения в Обществе люб., духовн. просвещения» 1881 г.; «Состояние канонического права в доникейской церкви», там же, 1882 г.; «Значение доникейского канонического права в церковном законодательстве IV и последующих веков», там же; «Происхождение и образование византийского Номоканона», там же: «К вопросу о церковном суде в первые века христианства», «Твор. св. отцов» 1880, II, 504–511; «Покаяние и суд в древней церкви», «Прав. Обозр.» 1885, кн. 2, стр. 225–266; кн. 3, стр. 498–534; «О бракоразводном процессе», «Прав. Об.» 1882, кн. 2, стр. 515-­566; «Филарет м. Московский, как администратор и судья в своей епархии», «Твор. св. отцов», 1883, кн. 2, стр. 479–52 (отзывы о статье в ж-е «Церк. Вестник» 1883, № 25); «Из церковно-судебной практики XVIII в.», «Богосл. В.», 1892, октябрь; «О диаконах», там же, сентябрь; «Из церковной жизни», «Б. В.» 1893, январь; «Церковно-приходские школы»; «Исследования в области русской науки канонического права», там же, апрель, июнь, июль; «Право русской церкви, как предмет юридической науки»; «Историческое обозрение источников права православной церкви»; «Чем силен штундизм?» – «Б. В.» 1893, октябрь; «Введение в православно-­церковное право М. Остроумова», «Бог. В.» 1894, июнь; «Братское дело в православной России», там же, октябрь; «Что такое раскольничий брак», «Б. В.» 1895, март; «К вопросу о разводе брачном», «Бог. В.» 1895, сентябрь; «Из академической жизни», там же, октябрь; «Юридическое и каноническое значение религиозного элемента в раскольничьем браке», «Б. В.» 1896, февраль; «Государь, церковь и народ», «Б. В.», 1896, май; «Отношение св. православной церкви к миру и войне, по учению ее канонического права», «Б.В.» сентябрь; «Результаты полемики о раскольничьем браке», «Б.В.» ноябрь; «Сочинения прот. Петра Смирнова», там же, февраль 1897; «Замечательное издание А. Павлова», там же, 1898, март; «Памяти А. Павлова», там же, сентябрь; «Ценное для науки православно-­канонического права издание», там же, 1898, декабрь; «Духовное лицо в звании третейского судьи», там же, 1899, февраль, апрель, май; «Замечательный труд в науке церковного права», там же, 1899, октябрь; «Духовный следователь», там же, 1900, апрель, май; «Церковные сюжеты в нашей беллетристике», там же, 1901 г. апрель; «Странный ревнитель святыни семейного очага», там же, 1901 г., ноябрь; «Памяти протоиерея Мартынова», там же 1901, декабрь, «На чем основывается церковная юрисдикция в брачных делах», там же, 1902, февраль, март, апрель, май, июнь; «Замечания к проекту православного приходского управления», там же, 1902, октябрь; «Главные направления в научной постановке православно­-церковного права», октябрь – ноябрь; «Заметка о ведении точной записи рождения в метрических книгах», декабрь; «О средствах усиления власти нашего высшего церковного управления», там же, 1903, апрель, сентябрь; Библиография, там же, июнь; «К вопросу о тайной исповеди», «Хр. Чтение» 1902, март; «Формы устройства восточной прав. церкви», «Прав. Об.» 1890–1891; «О священной и правительствен. власти церкви православной», «Пр. Об.» 1889, отдельно М. 1891, – отзыв см. «Церковные Ведомости» 1892, стр. 787; «Немецкий дух в русской науке церковного права», «Пр. Об.» 1889; «О злоупотреблении супружескою властью», «Прав. Об.» 1884, кн.7, стр. 553–576; «Православие и католицизм», «Церк. Ведомости» 1893 г., стр. 1401; «Село Благовещенское близ Троице-Сергиевой лавры», «Душепол. Чтение» 1904 г., март, стр. 488–497; «Отклики на современность», там же, стр. 509-­535 и др.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle