Источник

Зерникав Адам

Зерникав Адам – ученый богослов XVII в., родом из г. Кролевца (нын. Кёнигсберг) в Пруссии. З. первоначальное воспитание и образование получил в духе лютеранства. В Кролевецкой академии, куда он затем поступил и где предался изучению наук философских и богословских, на него оказали особенное влияние богословы Дрейер и Седлер, от которых он впервые узнал, что в деле веры нужно основываться не на авторитете Лютера, а на согласном учении кафолической церкви, свв. отцов и соборов. Глубоко запав в его душу, эти мысли побудили его приняться за тщательное исследование книги соборов и отеческих писаний. С этой целью он отправился в Англию, где поселился в Оксфорде, чтобы пользоваться тамошней знаменитой библиотекой. Как следствие всех этих исследований, у З. сложилось твердое убеждение в правоте восточной церкви. После предпринятого им затем с научной целью ряда путешествий по З. Европе, он избрал постоянным местом жительства Россию, отправившись сначала в Польшу, оттуда в Литву и затем в Малороссию к архиепископу Черниговскому (вероятно, знаменитому Лазарю Барановичу). Здесь он принял православие и поселился при дворе малороссийского гетмана. О последнем времени жизни З. достоверных сведений не сохранилось, но есть известие, не проверенное вполне, что он окончил жизнь иноком в одном из южнорусских монастырей. Придя к глубокому убеждению в правоте церкви восточной, сложившемуся под влиянием совершенно беспристрастного тщательного изучения святоотеческих творений, З. задался целью раскрыть и уяснить главнейший спорный пункт между учением восточной и западной церквей – об исхождении Св. Духа. Плодом этих трудов явилось ценное и для настоящего времени, обширное исследование его на латинском яз. «Православно-богословские исследования об исхождении Св. Духа от одного только Отца». Сочинение З. состоит из 19 исследований, или глав, в которых приводятся изречения св. отцов восточной и западной церкви, касающиеся взаимных отношений лиц Св. Троицы, говорится о повреждениях, сделанных латинянами в учении об исхождении Св. Духа в святоотеческих писаниях, излагается история введения на Западе Filioque, из богословских начал доказывается истинность учения об исхождении Св. Духа от единого Отца и на основании постановлений вселенских соборов, запрещающих вносить какие-либо изменения в никео-цареградский символ веры, раскрывается незаконность внесения в него Filioque и проч., и так автор шаг за шагом доказывает неправильность учения латинян об исхождении Св. Духа, разбивая их на всех пунктах, и выясняет правоту церкви восточной. Обращает внимание громадная эрудиция автора в области св.-отеческой литературы, изученной им по первоисточникам, его глубокомыслие богослова-философа в доказательствах и глубокая убежденность в истинности православного учения. Труд З. впервые появился в печати в 1774 г., затем в 1797 г. нашей академией наук издан был греческий его перевод (в видах противодействия римско-католической пропаганде на Балканском полуострове). Первый русский перевод этого труда издан в самое последнее время под редакцией В. Давидовича (Почаев, 1902), причем явился в свет I-й его том, заключающий в себе первые семь глав сочинения; издание это снабжено, кроме предисловия, разъяснениями и примечаниями.

С.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle