митрополит Никанор (Клементьевский)

Слово в неделю сыропустную94

Ныне ближайшее нам спасение: нощь убо прейде, а день приближися: отложим убо дела темная и облечемся во оружие света.

Завтра придет к нам, Христиане, дорогой гость, и мы должны сретить его с веселием духа, в трезвости ума и сердца. Это св. великий пост.

Св. Церковь указывает нам на время поста в чтенном ныне Апостоле: ныне ближайшее нам спасение: нощь убо прейде, а день приближися; отложим убо дела темная и облечемся во оружие света. Мысль, с которою Церковь применяет слова Апостола к настоящему дню, понятна. Как провели мы прошедшие дни, которые даны нам Церковию на приготовление к подвигам поста, дни, в которые требовалось от нас более внимания к самим себе, более умеренности в пище и питии, более воздержания в удовольствиях и забавах? Не обратили ли некоторых дней в ночь, делая в них дела, помрачающие разум, заглушающие глас совести и удаляющие свет благодати Христовой? Если не для всех нас, по крайней мере, для многих, проводящих сырную седмицу по обычаям мира, верно и правильно называет Церковь прошедшие дни нощию, – нощь убо прейде.

Св. Церковь уподобляет св. пост дню: приближися день, а подвиги поста всеоружию света – и облечемся во оружие света. Подобная мысль Церкви заключается и здесь, в этом уподоблении. Как при свете солнца ходим мы чинно, не претыкаясь и не сбиваясь с пути, так и во дни поста ходим благоговейно пред Богом, воздерживаясь от запрещенных снедей и удовольствий, и уклоняясь от всех мирских забав. Не приятно ли это Богу? Не спасительно ли для нашей души? Не способствует ли к укреплению сил телесных и умножению нашего здравия?

Обратим, братия, внимание наше на важность, потребность и пользу поста.

Знаете ли, Христиане, что пост составлял условие блаженства, для которого создан человек? Он заповедан был еще в раю: от древа, еже разумети доброе и лукавое, не снесте от него. Слышите заповедь, которую если бы человек исполнил, был бы навсегда блажен. Многое ли заключало запрещение? – Не есть плодов одного древа в раю, – и только! Но сколько скорбей, несчастий и бедствий произошло в человечестве от нарушения заповеди!

Со времен Моисея пост утверждается ясным законом, и является во многих примерах, в различных случаях, в учении пророков. Нужно ли приступить к важным каким предприятиям? – употребляли пост. Так Моисей для приятия закона, по повелению Божию, взошел на гору Синайскую и бе тамо четыредесять дней и четыредесять нощей: хлеба не яде, ни воды пи. Пророк Даниил, приготовляясь к принятию важнейших откровений Божиих, наложил на себя пост. Дах лице мое ко Господу Богу, еже взыскати молитвы и прошения в посте и во вретищи и пепеле. И среди этого поста открыто ему время пришествия Мессии. Нужно ли предотвратить опасность и бедствие? – употребляли пост. Так Моисей, когда по сошествии с горы Синайской, увидел, что народ израильский поклонялся златому тельцу, ходатайствовал за него пред Богом, постясь сорок дней и сорок ночей. Когда Моавитяне и Аммонитяне с великими силами напали на царство Иудейское, тогда устрашенный царь Иосафат с молитвою обратился к Богу и наложил пост на всю Иудею. Скорбь ли какая тяготила? – употребляли пост. Ионафан, узнав о покушении Саула на жизнь Давида, не яде хлеба в день второго месяца, яко сокрушися о Давиде. Давид, возбужденный пророком Нафаном к раскаянию, не хотел принимать никакой пищи.

Но что всего важнее, потребность поста ограждена учением Господа Иисуса и Его Апостолов и освящена их примером. Когда приступил Иисус Христос к великому делу служения спасению рода человеческого? Тогда как совершил четыредесятидневный пост в пустыне. И как Апостолы удостоились сошествия на них Духа Святого? – пребывая в посте и молитве.

Видя такие примеры и опыты важности и благотворности поста, судите, братия, с каким усердием должны мы встретить пост и с какою радостию вступить на поприще духовного очищения. Менее ли пост потребен для нас чем для Пророков и Апостолов? Мы прогневали Бога своими грехами: чем умилостивить Его по примеру царя-пророка, как не постом и слезным раскаянием? Мы имеем нужду в общении с Господом в таинстве причащения, но как вкусим плоти и крови Его, не приготовясь к тому по примеру Моисея постом и молитвою? – Нам надобно праздновать пасху, спострадать верою Христу и войти в торжество воскресения Его: как мы совершим все это, не искоренив своих страстей, не умертвив своих желаний подвигами поста и не очистив совести исповедью? Кто как не думай о посте, но без него нельзя обойтись ни в раю – среди блаженства, ни вне рая – в несчастии, ни во дни радости, ни во дни скорби и сетования. – Праведны ли мы, святы ли? Нет! – И следовательно всегда имеем нужду в покаянии. Здоровы ли душою и сердцем? Нет! – И следовательно всегда имеем нужду во врачевании. Какое же первое врачевство может быть употреблено с пользою и успехом? – воздержание, лишения, обуздание чувственности, пост.

Что несет к нам с собою пост? – Простую постную пищу для плоти, которая столь пристрастна к снедям и искусственным сладостям, что, кажется, и жить не может без них. Но что же делать? Вспомним, возлюбленные, чем Бог определил питаться человеку по сотворении его? И рече: говорит слово Божие, Бог: се дах вам всякую траву семенную сеющую семя, еже есть верху земли всея; и всякое древо, еже имать в себе плод семене семеннаго, вам будет в снедь (Быт. 1, 24). Божественное разрешение – употреблять в пищу животных, последовало уже после потопа; а до сего времени благочестивые праотцы питались одними семенами и плодами земными. И что же? Вредна ли была для них такая пища? Но они жили по нескольку столетий. – Не мы, не дух наш, а плоть и живущий в нашей плоти грех скучает постною пищею, –ему, ему противен пост.

Что еще несет к нам он? – Продолжительные молитвы. Что же? Будем ли роптать? Имеем ли право жаловаться? Не с радостию ли, напротив, должны вступить в подвиг? Ибо что есть молитва? Она есть возношение ума и сердца к Богу, есть беседа с Ним. Ею мы привлекаем к себе милость Божию, испрашиваем отпущение грехов, тяготящих душу и преграждающих нам путь к небесному царствию. Такая молитва не должна ли быть сладостна для нас, сколько бы продолжительна ни была? Апостол заповедует верующим непрестанно молиться, не только в церкви, но и на всяком месте, при всяком занятии и случае; а мы утомляемся, скучаем молитвою, продолжающеюся два-три часа: не искушение ли это нашей изнеженной и ленивой плоти?

Укрепим, братия, укрепим дух наш против плоти, да не устрашает нас пост. Сретим его с пламенным усердием, как врача, идущего к нам со спасительным врачевством: с благоразумною ревностию вступим в подвиг поста, – в подвиг душевного очищения. Во всех нас поселился грех, живет и действует безпрестанно: чем, какими способами и средствами изгоним его из себя? – Сей род ничим же может изыти, токмо молитвою и постом. Аминь.

* * *

94

Произнесено февраля 9, 1841 года.



Источник: Никанор, митрополит Санкт-Петербургский, Новгородский, Эстландский и Финляндский. Избранные слова и речи. Т.I. СПб, 1857. – 405 с.

Вам может быть интересно:

1. Предполагаемая реформа церковного суда – Выпуск второй архиепископ Алексий (Лавров-Платонов)

2. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 174. II. Златоустый – толкователь Свящ. Писания. Верность главному характеру. Любовь к слову Божию. Свойства толкований Ветхого Завета. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

3. Восток, Россия и славянство – Примечание 1885 года Константин Николаевич Леонтьев

4. В стране священных воспоминаний – 19–е Июня. Понедельник. В Средиземном море. митрополит Арсений (Стадницкий)

5. Письма – 369. О духовном утешении преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

7. Отечник Проповедника – Наряды игумен Марк (Лозинский)

8. Биографические материалы. Том I – Семинария архиепископ Никанор (Бровкович)

9. Духовные рассуждения и нравственные уроки схиархимандрита Иоанна (Маслова) – Рукоделие схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. К характеристике литературной деятельности В. А. Жуковского Петр Михайлович Минин

Комментарии для сайта Cackle