Зилоты – политическая партия у евреев времен Иисуса Христа
Зилоты (Ζηλοτής, евр. канна – ревнитель от гл. кана в форме пиэль – воспламеняться, горячо вступаться за что, ревновать) – политическая партия у евреев времен Иисуса Христа. В начале слово зилот не означало члена известной партии и прилагалось ко всякому, кто отличался особою религиозною ревностью (см. 1Пет.3:13; Гал.4:18; 1Кор.12:13 и др.). Так понимаемое, это название не только не заключало в себе ничего предосудительного, а было чем-то похвальным. Это название усвояется самому Господу (Пс.68:10; Ин.2:17) и Бог сам называет Себя ревнителем (Исх.20:5, 34:14; Втор.4:24; Ис.42:8, 48:11). Зилотами были все истинные иудеи, преданные закону и истинной вере отцов, с особенною ревностью старавшиеся о сохранении веры и очищении себя от языческих нечистот (1Ездр.9 и 1Ездр.10; Неем.10 и Неем.11; 1Макк.2; 2Макк.6–8). После покорения иудеев римлянами название З. из нарицательного сделалось собственным и стало прилагаться к членам особой иудейской политически-религиозной партии. Так же, как и прежние ревнители, зилоты заботились о сохранения веры, но вера отцов была для них лишь знамением борьбы из-за политической самостоятельности. Они проповедовали, что народ Божий не должен платить дани кесарям, не признавали никакого другого властителя и правителя над собой, кроме Бога, возбуждали мятежи в народе и беспощадно избивали всех, противящихся их замыслам. Вероятно убийцы Стефана первомученика были из таких ревнителей (Деян.6 и Деян.7, ср. Деян.22:3–4; Мф.22:15–22; Ин.8:31–33, 11:47–48, 59; Рим.10:2–3). Эта партия была главной виновницей возмущений иудеев против римлян и тех невообразимых бедствий, к каким повели эти возмущения. В своих действиях З. руководились девизом: «Нет владыки, кроме Иеговы; нет подати, кроме храмовой; нет друга, кроме З.» Большинство приверженцев партия находила в Галилее, среди свободолюбивого и преданного вере населения, вследствие чего сами З. называли себя галилеянами. Особенно ненавистна им была римская перепись при прокураторе Квириние, которая, собственно, и повела к первому восстанию З. под предводительством Иуды Галилеянина (см. Иосиф Флавий «Древности», кн. XVIII, гл. 1). Прозвище З. у евангелиста Луки (Лк.6:15; Деян.1:13) носит апостол Симон для отличия от другого апостола Симона Петра. У Матфея (Мф.10:4) и Марка (Мк.3:18) он называется Кананит, что с еврейского языка имеет то же значение, что греческое З. Быть может, ап. Симон назывался так потому, что прежде принадлежал к партии З.