профессор Александр Павлович Лопухин

Идеал

Идеал – предел совершенства, который индивидуум намечает себе или чему-либо еще. Мысль об идеале вообще заключает в себе признание возможности свободного развития, роста того, для чего намечается идеал, и признание предельности – хотя бы и временной – этого развития. Человек может намечать себе идеал личного познания, идеал нравственного совершенства. Корыстолюбец может намечать себе как идеал приобретение миллиона или более. Идеалы человека могут быть ограниченными, узкими и широкими. Всеобъемлющими идеалами являются религиозные – они охватывают человека во всех сторонах его духа и деятельности и исходят из веры, что идеал есть нечто объективное, неизменное и что действительность представляет или отступление от идеала, или приближение к нему. Характерны два религиозные идеала – буддийский и христианский. Буддизм, рассматривая существование, как зло, всякую действительность, представляющую отступление от небытия, трактует как отступление от идеала. Жизнь есть зло, причина жизни есть желание жизни; благо, идеал есть небытие, средство его достижения – уничтожение в себе желания бытия. Христианство учит, что жизнь есть благо, когда она проникнута свободою, руководится знанием истины, одухотворена любовью. Буддизм приглашает к умалению духа, христианство говорит – «духа не угашайте». Христианство призывает к беспредельному усовершению в знании и любви: «будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный». Идеал буддизма есть нуль, идеал христианства есть бесконечность.

С. Глаголев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к. : ил.

Комментарии для сайта Cackle