Источник

Иларион – митрополит Киевский

Иларион – митрополит Киевский с 1051 г., знаменитый представитель древнерусской церковной иерархии. Личность Илариона сколько славна, столько и загадочна. История сохранила нам немного данных о его жизни и деятельности. Русский по происхождению, Иларион, вероятно, принадлежал к знатному роду, о чем свидетельствуют как полученное им блестящее по тому времени образование, доступное для немногих, так и его близость к высшему обществу вообще и к княжескому дому в частности. Полученное образование и выдающиеся личные качества выдвинули Илариона из числа заурядных представителей древнерусской иерархии и дали ему возможность занять выдающееся положение. Летопись сообщает нам, что Иларион был «пресвитером» при церкви св. апостолов в любимой загородной резиденции вел. кн. Ярослава (1019–1064), селе Берестове, под Киевом. Уже в это время положение «пресвитера» Илариона было особенное среди многих «попов», которым покровительствовал вел. князь. Ему именно было поручено по случаю какого-то особенного торжества написать похвальную речь, которая им была произнесена в торжественном собрании в присутствии великокняжеского двора и избранного общества. В 1051 г. вел. князь избирает Илариона на митрополичий престол и он собором епископов посвящен был в сан митрополита Киевского, несмотря на то, что этим нарушался обычный порядок замещения русской митрополии, по которому русская церковь, как подчиненная церкви греческой, принимала митрополитов из Греции, получивших посвящение от руки Константинопольского патриарха. Поставление И. митрополитом, как явление исключительное и почти беспримерное, долго и в последующее время находит вероятное объяснение в исключительных качествах избранника. Может быть, оно потому не встретило особенных протестов и со стороны греков, тем более, что Иларион занимал кафедру очень недолго. Едва ли пережил он своего покровителя вел. кн. Ярослава, умершего в 1054 г.: под 1055 летопись упоминает уже другого митрополита, Ефрема. О деятельности Илариона в сане митрополита ничего определенного не известно.

Духовно-нравственный облик м. Илариона рисуется пред нами в чертах привлекательных. Летопись характеризует его немногими словами: «Муж благ, и книжен, и постник». Однако, дошедшее до нас произведение И., знаменитое «Слово о законе и благодати», позволяет нам значительно дополнить эту скудную характеристику летописи. Литературные достоинства слова таковы, что один наш церк. историк (м. Макарий) называет его «перлом всей нашей духовной литературы первого периода»; по словам другого (проф. Е. Голубинский), «слово это есть самое блестящее ораторское произведение, самая знаменитая и безукоризненная академическая речь». В этом произведении блестяще сочетались выдающиеся природные качества оратора и полученное им научно-литературное образование, вероятно, под руководством учителей-греков. Темой слова служит выяснение значения великой важности события просвещения Руси христианством и прославление виновника крещения кн. Владимира. Все мысли автора на данную тему являются согретыми сильным чувством восторга и одушевления, и находят соответственное блестящее выражение. Восторженная христианская настроенность новопросвещенного возвышается еще сильным чувством патриота, который хорошо понимает, каким великим благом является христианство для его дорогой родины, той русской земли, которая, по его словам, «ведома и слышима есть всеми конци земли». Высокими похвалами прославляет оратор кн. Владимира и в заключение возносит молитву к Богу от лица всей русской земли. Слово является памятником быстро распространявшегося на Руси христианского просвещения и греческой образованности. Около кн. Ярослава группировался кружок более или менее образованных лиц, к которым м. И. обращает свое слово, называя их «преизлиха насыщьшимися сладости книжныа». Это были лица, если не рожденные, то воспитанные в христианстве и воспринявшие его учение со всем усердием новопросвещенных. К ним принадлежал и м. Иларион, который является не только первым и лучшим нашим духовным оратором, но еще и одним из первых наших подвижников. Еще будучи пресвитером в Берестсве, он часто удалялся для уединенной молитвы на соседнюю гору, где потом возник монастырь Печерский; здесь он выкопал себе небольшую пещерку и, таким образом, сделался родоначальником пещерного обитания. Слово м. Илариона издавалось не раз: в 1844 г. прот. Горским в «Приб. к твор. св. от.», ч. II; в «Чтен. Моск. Общ. Ист. и Др. Росс.», 1848 г., № 7; в «Памятн. др. рус. ц. учит. лит.», вып. 1-й (Спб. 1894 г.), изд. редакции журнала «Странник». Приписывают м. Илариону еще несколько произведений, но они далеко не имеют того значения, как его знаменитое «Слово».

S.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle