Источник

Иподиакон

Иподиакон (от греч. ὑποδιάκονος – поддьякон, subdiaconus) – церковнослужитель в православной и р.-католической церкви. Тогда как три степени иерархии составляют божественное установление и были учреждены апостолами, должность И. была позднее установлена церковью. Первое упоминание об этой должности встречается в послании папы Корнилия к епископу Антиохийскому Фабиану (см. Евс., Ц. И. VI, 43, 12). Затем об этой должности говорится в письмах Киприана, относящихся к 248–258 гг. На Востоке об этой должности впервые упоминает Афанасий Великий («Ист. ариан», 60) около 360 г. Епифаний причисляет около 377 года иподиаконов вместе с епископами, пресвитерами и диаконами к священству (ἱερωσύνη, – Migne, Ser. Gr. XLII, 824). Обязанности И. состояли первоначально в помощи диакону. «Liber Pontificalis» (изд. Дюшена, I, 148) упоминает, что Фабиан (236–250) распределил 14 частей Рима между 7 диаконами и 7 иподиаконами. Киприан (письмо 29) называет их вестниками епископа. Собор Лаодикийский (343–381) запрещает им касаться священных сосудов и носить орарь, и обязывает их охранять во время богослужения те двери, через которые входят женщины, тогда как двери, через которые входят мужчины, должны по апостольским постановлениям (8, 11) охранять мужчины. По апостольским же постановлениям И. должен подавать воду пресвитерам при богослужении (8, 11), а при посвящении И. призывается на него Св. Дух, чтобы он был достоин касаться св. сосудов. В настоящее время в православной церкви И. служат, главным образом, при архиерее во время его священнодействий, нося пред ним в указанных случаях дикирий, трикирий и рипиды, поднося ему рукоумывало и совершая некоторые другие службы. На нем лежит также обязанность охранять от пыли престол и жертвенник в алтаре. «Pontificale Romanum» предписывает И. приготовлять воду для алтаря, служить диакону, мыть священные сосуды и одежды, и подавать потир и дискос (patena) диакону. Обыкновенно, в р.-католической церкви при торжественном богослужении И. читают Апостол. Трулльский собор (692) запрещает И. брак после посвящения и брак на вдове. На Западе попытки установить целибат для И. начинаются с V века. Собор Толедский (400) дозволяет И. один брак, а в случае вторичного вступления в брак предписывает низводить их в чтецы. Соборы Карфагенский (419), Агдский (506) и Герундский (517) решительно запрещают им брак. Однако женатые И. в V в. на Западе были, что видно из надгробной надписи над женой иподиакона Урсиниана (см. Schmitt, Die Kirche d. h. Paulinus, Trier 1853, 366). На Востоке И. не считалось степенью священства; на Западе взгляд на И. неустойчив. Папы Урбан II и Иннокентий III, причисляют И. к ordines majores, sacri, и во времена Фомы Аквината и Тридентского собора посвящение в И. считалось таинством наравне с посвящением в пресвитера и диакона. И в настоящее время многие р.-католические богословы, считая И. видом диаконского служения, держатся этого взгляда, тогда как большинство не считает И. таинством, указывая на то, что оно не установлено ни Христом, ни апостолами. Трулльский собор (692) и Толедский (527) требуют, чтобы кандидат в И. имел не менее 20 лет. На Западе условия, коим должен удовлетворять кандидат на эту должность, подробно разработаны на Тридентском соборе (Sess. ХХIII, с. 12, 13, 18). Чин посвящения в И. по апостольским постановлениям (8, 21) совершается через возложение рук, но четвертый Карфагенский собор предписывает совершать посвящение И. не через возложение рук, а через вручение И. епископом пустых потира и дискоса.

В настоящее время чин посвящения И. в православной церкви таков. По облачении посвящаемого в стихарий, подносят иподиаконы архиерею стихарный пояс. Архиерей, перекрестив пояс, дает рукополагаемому, который целует его и руку архиерея, и опоясуют его. «Архиерей же знаменует его по главе рукою трищи и, наложив на него руку, глаголет молитву», в которой говорится, что он поставляется «к послужению святых Твоих и нескверных таин, любити благолепие дому Твоего, возжигати светильник селения славы Твоея». «По молитве вдают рукополагаемому И. лахань и возлагают на плеща его убрус и архиерей умывает руки. Рукополагаемый возливает архиерею воду на руки и стоит, держа лахань и рукоумывало с убрусом, до херувимской песни и глаголет молитвы. В херувимскую же песнь приводим бывает пред царские двери ко архиерею и архиерей умывает руки. На великом входе рукопол. иподиакон позади всех служащих и когда служащие войдут в алтарь, рукопол. иподиакон, поклонившись архиерею, несет воду на правый и левый клиросы и к народу, и помазуются тою водою вси, и отводят его во алтарь, и сливают оставшую воду в кладязь. И отводим бывает пред царския двери и стоит на уреченнем месте. По возгласе: «и да будут милости», вводится в алтарь иподиаконами и, приняв от архиерея благословение, становится вместе с иподиаконами» (см. «Чиновник архиерейского священнослужения», листы 114 и 115). Существует и другой чин, по которому архиерей сначала дает стихарий рукополагаемому и повелевает ему в него облачиться. Очень обширный чин есть у маронитов и совершенно сходный с ним у коптов (см. Рейтер, Subdiaconat, Augsburg 1890, стр. 106 и сл.). Р-католический чин посвящения И. существенно отличается от православного. Главные его моменты по «Pontificate Romanum» – передача епископом посвящаемому потира, дискоса и книги апостольских посланий, и слова епископа: «Смотри, какое служение тебе поручается; поэтому убеждаю тебя, чтобы ты так вел себя, чтобы мог благоугодить Богу» и «Прими книгу посланий и получи власть читать ее во святой церкви Божией как за живых, так и за усопших. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Обряд оканчивается облачением посвящаемого во священные одежды (amictus, manipels и tunicella).

Литература. В русской литературе исследования об И. нет. Из иностранной, кроме упомянутого специального исследования Рейтера, следует отметить еще: Morinus, «De sacris ordinat.», 3, 12, I и сл., Binterim, «Denkwürdigkeiten», I, 1. 321 и сл., и Wieland, Die genet. Entwiekelung der sogen. Ordines minores in den drei ersten Jahrhunderten, Rom. 1897, о безбрачии И. см. заметку в соч. П. Лепорского, «История Фессалоникского экзархата», стр. 299–300.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle