Источник

Евгений Болховитинов

Евгений Болховитинов (в мире Евфимий Алексеевич), митрополит Киевский, известный своими учеными трудами, преимущественно историческими, происходил из старинного рода в Воронежском крае, родился 18 декабря 1767 г.; девяти лет от роду, по смерти отца, священника, поступил в архиерейский хор, где в то время, кроме пения, учили и первоначальным предметам общего образовали, а затем в 1777 г. поступил в Воронежскую семинарию. Будучи отправлен отсюда в Московскую славяно-греко-латинскую академию (1785 г.), Е. Б., в числе немногих других академистов, посещает и лекции Московского университета. Попав в круг умственного и литературного движения, центром которого являлся П. И. Новиков, юноша Б. сам чувствует непреодолимое влечение к серьезным научным занятиям и в это же время пробует свои литературные силы в качестве переводчика и компилятора. Первыми литературными трудами Е. Б. были переводы: «Краткое описание жизней древних философов» Фенелона, «Похвальное слово чему-нибудь», «Прекрасная Полонянка», «Парнасская история» и др. Студенческие годы Е. Б. были для него также временем и поэтического творчества, которого он не чуждался и в более зрелом возрасте. Но решающее влияние на направление литературно-научных занятий Е. Б. имело знакомство его с известным ученым П. П. Бантыш-Каменским, закрепившее в нем интерес к серьезным историческим работам. Влияние Бантыш-Каменского на Е. Б. сказалось не только в избрании предмета для научных работ – истории, но и в характере и направлении его будущих трудов – в добросовестном, хотя нередко и мелочном, подборе фактов, систематизации их по внешним признакам, без надлежащей критики. Под этим влиянием Е. Б. уже в первые годы по окончании курса обращается к историческим вопросам. В бытность учителем и префектом Воронежской семинарии он, наряду с переводами, принимается и за чисто научные труды, и сперва пишет рассуждения: «О свойствах и действии воздуха», «О трудности естественного богопознания», «О причинах несогласий в христианской вере», «О пользе и необходимости греческого языка», «О пособиях к изучению истории», «О связи церковной истории с богословием», «О предрассудках», «О пении в христианской церкви», «Об алтарных украшениях», «Надгробное слово над гробом еп. Иннокентия, с присовокуплением краткого летописца преосвященных Воронежских» и др., а затем, по поручению епархиального начальства, составляет «Полное описание жизни преосвященного Тихона (1796 г.). В 1799 г. Е. Б. издает неопубликованные еще сочинения еп. Тихона и избранные поучения еп. Иннокентия. В 1796 г. при близком участии Е. Б. составляется «История о Воронежской семинарии». К этому же периоду жизни Е. Б. следует отнести его «Российскую историю» (до нас не дошедшую) и «Примечания на Российскую историю»; но наиболее капитальным трудом Е. в это время следует признать весьма ценное по массе архивного материала «Всеобщее историческое сведение о Воронежской губернии по месту, жителям, пространству и произведениям оных». Лишившись в 1799 г. семьи, Е. Б. отправляется в Петербург, принимает монашество и назначается префектом духовной академии и, вместе, учителем философии и красноречия. К этому времени относятся следующие сочинения Е. Б.: «Исторические исследования о соборах русской церкви»; «Рассуждение о соборном деянии, бывшем в Киеве 1157 г. на еретика Мартина»; «Рассуждение о начале, важности и знаменовании церковн. облачений»; «Рассуждение о книге, именуемой Православное исповедание веры, сочиненной Петром Могилой»; «Историческое рассуждение о чинах греческой церкви»; «Каноническое исследование о папской власти в христианской церкви»; «Записка с двумя духоборцами»; «Историческое изображение Грузии», «Памятный церковный календарь», заключающий в себе немало материала для «Истории российской иерархии», задуманной Е.; здесь же он начал собирать материалы для своего «Словаря российских писателей».

В 1804 г. Е. Б. получает епископский сан и с этого времени последовательно назначается на несколько кафедр, причем в каждой из епархий, где ему приходилось епископствовать, он с замечательной любовью и тщательностью занимается изучением прошлых судеб края. Плодом его исторических занятий по истории новгородского края явились следующие труды: Исторические разговоры о древностях Великого Новгорода», а также находка «Грамоты вел. князя Мстислава Владимировича и сына его Всеволода Мстиславича», «Всеобщее хронологическое обозрение начала и распространения духовных российских училищ», «Рассмотрение исповедания духоборческой секты» и «Критические замечания на рецензию моравского дворянина Гаке де-Гакенштейна». Переведенный в Вологду (1808), Е. Б. пишет «Всеобщее введение в историю монастырей греко-российской церкви», «Описание монастырей Вологодской епархии», «Описание Пекинского монастыря», «Историческое сведение о Вологодской епархии и о Пермских, Вологодских и Устюжских архиереях», «О личных собственных именах у славяно-руссов», «О разных родах присяг у славяно-руссов», «О древностях Вологодских Зырянских». В Калуге он продолжает писать «Историю славяно­русской церкви» (неизд.), начатую еще в Вологде, в Пскове принимается за «Историю княжества Псковского» (К. 1831), пишет о «Летописях древнего славяно-русского княжества города Изборска» и о «русской церковной музыке» (для гейдельб. проф. Тибо), составляет «Описание шести Псковских монастырей», посылает в «Сибирский Вестник» исправленную им «Записку о Камчатской миссии» и дополненную историю Пекинской миссии. В это же время выходит в свет полный «Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина», замечательный библиографический труд, не потерявший своего значения и до настоящего времени. В бытность митроп. Киевским, Е. Б. написал «Описание Киево-Софийского собора» (К. 1825) «Описание Киево-Печерской лавры» (1826), «Киевский месяцеслов, с присовокуплением разных статей, к российской истории и киевской иерархии относящихся (1832), «Историческое обозрение российского законоположения от древнейших времен до 1824 г.», «Сведения о Кирике, предлагавшем вопросы Нифонту». Кроме трудов исторического характера, Е. Б. оставил еще «Собрание поучительных слов» (К. 1834), «Пастырское увещание о прививании коровьей оспы» (М. 1811), «Новую латинскую азбуку», «Рассуждение о надобности греческого языка для богословия» и т. п. Умер 23-го февраля 1837 года.

Литература. Е. Шмурло, «Митр. Е., как ученый»; Н. Полежаев, «Труды м. киевского Е. Б. по истории русской церкви»; Д. Сперанский, «Ученая деятельность Е. Б.. м. киевского» («Русск. Вестник», 1885, 4–6); А. Николаев, «E. А. Б., впоследствии Е., м. киевский» («Ворон. Епарх. Вед.», 1868, 1–2); «Сборник 2-го отд. Акад. Наук», т. IV, в. 1; С. И. Пономарев, «Материалы для биографии м. Е.». («Труды Киевской Дух. Академии», 1867– 68); А. Д. Ивановский, «Преосвященный Евгений, м. киевский и галицкий», Сборник материалов для биографии м. Е.

А. Лотоцкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. – Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 5: Донская епархия - Ифика. - 1904. - VIII с., 1177 стб., 23 л. портр., к.: ил.

Комментарии для сайта Cackle