Источник

Иона, епископ орлеанский

Иона, епископ орлеанский, был одним из важнейших церковных деятелей франкской империи в первой половине IX в. Он происходил из Аквитанин. По смерти Теодульфа, архиепископа орлеанского († 18 сентября 821 г.), Иона назначен был его преемником и с этого момента играл видную роль во всех церковных событиях своего времени. Он участвовал почти во всех соборах царствования Людовика Благочестивого. Так, И. присутствовал на парижском соборе, созванном Людовиком в ноябре 825 г. по поводу письма об иконопочитании греческого императора Михаила. Епископы собора стояли на той же точке зрения, как и франкфуртский собор 794 г., и отвергали как иконоборчество, так и крайности иконопочитания, признавая мнением отцов то, что иконы не должны быть предметом боготворения или поклонения, а могут быть употребляемы только в знак любящего воспоминания об изображаемых на них лицах. Ионе орлеанскому вместе с Иеремиею сенским было поручено Людовиком отвезти постановления собора папе Евгению II (см. «Энц.» V, 183–184). Император, кроме того, дал им свое письмо, в котором просил папу быть посредником между иконоборцами и иконопочитателями. В данных им инструкциях им предписывалось действовать осторожно, чтобы папе не показалось, что собор навязывает ему свое мнение. Результат посольства не вполне известен, но, во всяком случае, папа не осудил соборного постановления. Видное участие принимал Иона и на соборе 829 г., собранном императором для обсуждения мер против современных недостатков церковной жизни. Постановления этого собора с буквальной точностью содержатся в двух сочинениях Ионы Institutio regia и Institutio laicalis; обычное мнение, которого держатся Вähr, Кnust, Dummler, Baxmann, d'Achery, A. Freystedt, что соборные постановления заимствованы именно из этих сочинений Ионы, основательно оспаривает Кеssеl, доказывая, что Ионе было поручено формулировать соборные постановления, а его сочинения есть лишь второе издание его работы на соборе. Institutio laicalis содержит в себе много ценных сведений о низком полудиком уровне нравов того времени.

Иона средство для подъема нравственности видит не во внешнем выполнении церковных предписаний, а в коренном, внутреннем, изменении, дать которое может лишь живая вера. Institutio regia, посвященная королю Аквитанию Пипину, сыну Людовика Благочестивого, затрагивает вопрос о значении королевской власти, имевший, благодаря борьбе Людовика с своими сыновьями, особенно жгучий интерес. Вопрос об отношении духовной власти к светской Иона, несмотря на свой патриотизм, решает в духе лжеисидоровских декреталий, что́ вполне естественно, если вспомним, что ведь во франкской церкви и возникла эта подделка, и что они здесь делаются известными уже через четыре года после этого собора. Когда Клавдий, епископ туринский, ученик известного по адопцианским спорам Феликса ургельского (см. «Энц.», I, 340–343), стал отвергать иконопочитание, Людовик дал выдержки из сочинений Клавдия Ионе, с поручением написать опровержение их. Узнав о смерти Клавдия и императора, Иона оставил было свой труд, но найдя, что заблуждение Клавдия продолжало расходиться посредством его сочинений и учеников, склонных к арианству, он решил закончить его в трех книгах, посвященных Карлу Лысому, которого и просит распространить свое сочинение (около 842 г.). В первой книге Иона дает подробную биографию Клавдия и очерк его заблуждений, противопоставляя им собственные воззрения; устанавливает различие между adoratio, приличествующим Богу, и adoratio, приличествующим св. изображениям; высказывается за почитание мучеников и мощей и признает заступничество святых и Божией Матери; требует поклонения кресту и называет богохульством выражение Клавдия, что если почитают крест потому, что на нем висел Спаситель, то нужно почитать и все то, с чем он входил в соприкосновение – Его ясли, лодки, осла и др. Вторая книга специально посвящена защите поклонения кресту, причем рассказывает о чудесах, совершенных крестным знамением, В. третьей книге Иона порицает презрительный и заносчивый тон Клавдия, с которым последний ответил аббату Теодемиру, по дружбе пытавшемуся убедить Клавдия отказаться от своих заблуждений. Умер Иона, вероятно, в 844 году.

С. Троицкий


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. – Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900–1911. / Т. 7: Иоанн Скифопольский — Календарь : с 18 рисунками и картами. — 1906. — VII, 892 стб., 893-913 с., [12] л. ил., портр., план.

Комментарии для сайта Cackle