Источник

Каноны св. отец

Каноны св. отец. Кроме правил вселенских и поместных соборов в состав правил древней вселенской церкви входят правила св. отец, т. е. правила, данные некоторыми уважаемыми пастырями древней церкви единолично. Правила эти составлены из посланий, написанных одними пастырями в ответ на вопросы, предложенные другими. Писавшие эти послания, сообщали в них о практике своей церкви, или давали свой личный совет, основанный тоже на действовавшей практике. Пастыри, писавшие канонические послания, смотрели на содержавшиеся в них ответы, как на свое личное мнение, а не как на правило, имеющее обязательную силу, прямо предупреждая читавших, что для признания их мнения за правило требуется соборное постановление многих епископов. Так, Дионисий Александрийский в конце своего послания к Василиду еп. Пентапольскому говорит: «Сии вопрошения ты, возлюбленне, яко почитающий нас, без сомнения, а не яко не знающий, предложил нам, располагая нас быти единомысленными и единодушными с тобою, как и есмы. Я же не так, как учитель, но так, как прилично нам беседовати друг другу, со всякою простотою, мое мнение на середину предложил. Рассуди об этом, благорассудительнейший сыне мой, и напиши мне, аще что представится тебе справедливейшее или лучшее, или же, аще усмотришь тако быти» (пр. 4). Григорий Нисский в своем послании к Литоию еп. Мелитинскому в одном месте говорит: «поскольку наше мнение не столько достойно веры, чтобы имело власть свойственную правилам: то к реченному уже присоединим суждение по правилам» (пр. 6). Василий В. неоднократно высказывал то же самое. Напр., в 30 пр. он говорит: «о похищающих жен мы не имеем древнего правила, но составили собственное мнение»; или в 47 пр.: «Если мнение наше угодно будет, надобно большинству епископов изложить правило» (ср. 9. 10. 13), Однако же, несмотря на то, что канонические послания древних пастырей не имели значения правил, они были приняты на практике к руководству во многих поместных церквах, а потом стали вноситься в сборники правил. Так, в номоканон Иоанна Схоластика были внесены правила Василия Вел. в количестве 68, а в Синтагму в XIV титулов внесены автором и послания других известнейших пастырей. На Трулльском соборе эти послания утверждены к руководству наряду с правилами соборными и получили вследствие этого значение сих последних. К числу правил св. отец, утвержденных на Трулльском соборе, относятся следующие:

1) Дионисия Александрийского († 264 г.) четыре наставления по вопросу о времени прекращения поста пред Пасхою и по некоторым частным вопросам домашней жизни, предложенным ему для разрешения Василидом, епископом Пентапольским.

2) Петра Александрийского († 311 г.) 15 правил. Первые 14 извлечены из слова его о покаянии и говорят о принятии в церковное общение отпадших от веры во время гонения на христиан, а последнее взято из слова его на Пасху и защищает обычай поститься в среду и пяток, и праздновать день воскресный.

3) Григория Неокесарийского († 272 г.) послание о тех, которые, во время нашествия варваров-готов, ели идоложертвенное и совершали другие тяжкие преступления. Послание разделяется по одной редакции на 11 правил (у Беверегия Бевериджа, Ралли, Питры), а по другой редакции – на 12 правил (в Пидалионе и Книге правил). Последнее правило, объясняющее степени публичного церковного покаяния, не принадлежит Григорию Неокесарийскому. Это видно уже из того, что оно стоит вне связи с предыдущим содержанием послания; предыдущее правило (10–11), в котором св. отец внушает пастырям, как они должны исполнять заповедь, содержащуюся в его пастырском послании, очевидно, составляет заключение послания. Кроме того, данного правила о степенях публичного покаяния не было в древних рукописных собраниях, содержащих правила с толкованиями Зонары, ни в Синопсисе Аристина. Оно явилось сначала в виде схолии, поставленной на полях, а потом было внесено в самый текст правил. Вальсамон уже имел его под руками в собрании правил и написал на него толкование.

4) Св. Афанасия Александрийского (326–371 г.) – послание к монаху Аммуну о девстве и браке, как двух путях жизни и спасения, послание к Руфиниану о принятии увлеченных арианскою ересью, и извлечение из 39 послания его о праздниках, в котором перечисляются книги Свящ. Писания В. и Н. Завета, принятые в канон священных книг.

5) Св. Василия Великого (370–378 г.) правила в количестве 92; они извлечены из его четырех посланий к Амфилохю, епископу Иконийскому, а последние шесть из послания к Диодору, епископу Тарскому, послания к Григорию пресвитеру, послания к хорепископам, послания к подчиненным ему епископам, из 27 и 29 глав книги о Св. Духе к Амфилохию. Правила Василия Вел. пользовались в восточной церкви большим уважением и еще до утверждения на Трулльском соборе они были приняты в собрание церковных правил Иоанна Схоластика в количестве 68. По своему содержанию, правила Василия Вел. касаются главным образом двух вопросов – о браке (около 30) и наложении церковной епитимии за различные преступления (около 45); в том и другом вопросе его правила служат весьма важным памятником древней церковной дисциплины. Из других правил Василия Вел. можно указать на 1 правило, где дается понятие о видах уклонения от православия – ереси, расколе и самочинном сборище. «Еретиками древние назвали, – говорит св. отец, – в самой вере отчуждившихся; раскольниками – разделившихся в мнениях о некоторых церковных предметах и о вопросах, допускающих уврачевание, а самочинными сборищами – собрания, составляемые некоторыми пресвитерами, или епископами и ненаученым народом»; напр., «аще кто, быв обличен во грехе и удален от священнослужения, не покорился правилам, а сам удержал за собою предстояние и священнослужение, и с ним отступили некоторые другие: сие есть самочинное сборище». Нельзя также не остановиться вниманием на двух последних правилах, где говорится о значении в церковной практике неписанных церковных преданий. «Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые прияли от апостольского предания, по преемству в тайне; и те, и другие имеют едину и ту же силу для благочестия. И сему не воспрекословит никто, хотя малосведущий в установлениях церковных». Затем, указавши некоторые примеры из церковной практики, доказывающие его мысль, св. отец говорит: «Много есть неписанного, что дошло до нас от отцов, что мы обрели оставшееся от невымышленного обыкновения в неповрежденных церквах, и что имеет не малую важность». «Мню, – говорит он еще, – яко апостольское есть и сие, да держимся неписанных преданий». «Ибо хвалю вы, – говорит Апостол, – яко вся моя помните, и якоже предах вам, предания держите»; и в другом месте: «держите предания, яже приясте или словом, или посланием».

6) Св. Григория Нисского (372–394 г.) послание к Литоию, епископу Мелитинскому, разделенное на 8 правил. Они содержит наставления относительно врачевания различных душевных недугов. Средства врачевания им указываемые, или епитимии гораздо строже, чем у Василия В. В основание классификации душевных недугов св. отец полагает древнее учение о трехчастном составе душевных сил.

7) Св. Григория Богослова (370–390 г.) и св. Амфилохия (394 г.) отрывки, содержащие перечисление священных книг Ветхого и Нового Завета, признаваемых церковью каноническими.

8) Тимофея архиепископа Александрийского (380–385 г.) – ответы на вопросы, предложенные ему от подчиненных ему епископов по частным случаям пастырской практики и по разным сомнениям совести. Первоначально (в Номоканоне XIV титулов, в Синопсисе Аристина) было 15 правил, в собраниях Вальсамонова времени к ним прибавлено еще три правила. В количестве 18 они помещаются в Синтагме Ралли, в Пидалионе и в нашей Книге правил. Из них, как на более важные, можно указать на правила 8 и 10, позволяющие разрешать пост св. Четыредесятницы для жены родившей и для больного человека, пр. 11, запрещающее священнику благословлять незаконные браки, пр. 14, запрещающее священнику молиться за самоубийцу, который намеренно лишил себя жизни, 15 пр., запрещающее вступить в новый брак лицу, которое разведется с супругом по причине его бесноватого состояния, и правило 18, разъясняющее, что грехи вменяются человеку со времени развития в нем смысла, с десятилетнего возраста и позднее.

9) Феофила архиеп. Александрийского (395–413 г.) – 14 правил, извлеченных из его наставлений разным лицам и изложенных в виде решений на частные случаи, которые были предложены на его рассмотрение подчиненными ему епископами. Из них можно указать особо на 7-е правило, говорящее об избрании и поставлении священных лиц. «О имеющих рукоположитися сей да будет устав. Весь собор священнослужителей да согласится и да изберет, и тогда епископ да испытает избранного, и с согласием священства да совершит рукоположение среди церкви, в присутствии народа, и при возглашении епископа, аще может и народ свидетельствовати о нем. Тайно да не бывает рукоположение».

10) Св. Кирилла архиеп. Александрийского († 444 г.) послания – одно к антиохийскому патриарху Домну по жалобе одного из епископов антиохийского округа, другое – к епископам ливийским о неправильных рукоположениях, допущенных в Ливии. Послания разделены на 5 правил. Несмотря на немногочисленность правил, в них мы находим указание на несколько важных норм церковного управления: а) священнослужителя нельзя лишать прав священнослужителя без точного исследования взведенного на него обвинения, с соблюдением всех установленных форм; б) священнослужители не могут произвольно отказываться от служения, им порученного; в) епископ имеет право свободно распоряжаться церковными доходами и пожертвованиями в пользу церкви, в известных пределах (пр. 1. 3. 2).

11) Геннадия патриарха Константинопольского († 471 г.) – окружное послание к папе Льву I и всем митрополитам восточным (459 г.) против рукоположений в священные степени за деньги.

12) Такого же содержания послание Тарасия патр. Константинопольского († 809 г.) – к папе Адриану, посланное в 787 году.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь : В 12 том. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Петроград : Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д.И. (и в приложении: Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая): с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт.: портр.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle