Кассиан Юлий
Кассиан Юлий (Κασσιανός, еретик II века, неизвестный на Западе, так как ни св. Ириней Лионский, ни автор «Философумен» в Риме, ни Тертуллиан в Карфагене не упоминают его между еретиками своего времени; на Востоке же он называется не только главою докетов (τῆς δοκήσεως ἐξάρχων у Климента Александр. в Strom. III, 13: Migne gr. VIII, 1192), но и сильным поборником енкратизма (см. у Климента Ал. loc. cit. и у блаж. Иеронима In Galat. lib. III, cap. VI, 8: Migne lat. XXVI, 431). Он жил, очевидно, в Александрии, или в ее окрестностях, а время его рождения и смерти точно неизвестны. Кассиан был последователем Керинфа, считая тело Иисуса чистым призраком, вопреки отчетливому учению обратного характера у Игнатия Антиохийского и Поликарпа Смирнского. Кроме того, он увлекся енкратизмом (см. «Энц.» V), причем свои тенденции крайнего аскетизма выразил в сочинении Ἐξηγητικά, упоминаемом у многих авторов (Клим. Алекс. Strom I, 21: Migne gr. VIII, 820; Χρονογραφία, которой пользовался Климент Ал., по словам Евсевия в Ц. И. 6, 13 ар. Migne gr. XX, 548, была лишь частью этого сочинения; блаж. Иероним De vir. III. 38: Migne lat. XXIII, 653). Кассиан написал еще Περὶ ἐγκρατείας или Περὶ εὐνουχίας, откуда Кламент Ал. приводит некоторые отрывки (Strom. III, 13: Migne gr. VIII, 1192). Так как эти труды не сохранились, то о свойствах его экзегетики и системы можно делать лишь предположения. Кассиан пользовался некоторыми изречениями Ап. Павла о превосходстве девства и других свящ. новозав. книг о духовном скопчестве в смысле, противоречащем общему церковному преданию. Текстом: «сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление» (Гал.6:9), он грубо злоупотреблял для осуждения всякого полового общения, не исключая и брачного, как источника развращения (Иерон. In. Galat. 1. III, с. VI, 8: Migne lat. XXVI, 431). Евангелием его было «Евангелие от Египтян», – памятник крайнего аскетизма (Клим. Ал. Strom. III, 13: Migne gr. VIII, 1193). В этом Евангелии Иисусу приписываются такие слова: «Я пришел, чтобы упразднить дела женщины». Здесь высказываются такого рода предположения: «придет время, когда тело, эта позорная одежда, будет попираемо ногами» и «когда не будет ни мужчины, ни женщины» (ср. Е. Nestle, Nov. Test. supplementum, Lpzg 1896, стр. 72 сл.). С одной стороны, Кассиан считал источником зла материю, с другой – верил в предсуществование душ, как и Платон (Климент Ал. Strom. III, 13: Migne gr. VIII, 1193), что признавал и Ориген. С его точки зрения, душа божественна по своему началу, но, ослабев от пламенения своих пожеланий, она приходит на землю только для произрождения и развращения (ibid.). Сообразно с этим взглядом, Кассиан утверждал, что под «кожаными опоясаниями», в который облеклись Адам и Ева по грехопадении (Быт.3:21), разумеется тело, что опровергал Климент Ал. (Strom. III, 14: Migne gr. VIII, 1196). Отвергая всякое половое общение, еретик считал брак и рождение детей изобретением диавола, а полнейшее воздержание – единственным источником спасения.
Литература. Prof. G. Bareille у Vacant et Маngеnot в Dictionnaire de théologie catholique II, col. 1829–1830., Prof. Ad. Harnack, Gesch. d. altchristl. Litt. I (Lpzg 1893), S. 201. II (Lpzg 1897), s. 535. Prof. Th. Zahn, Gesch. des neutestam. Kanons II (Erlangen und Leipzig 1892). S. 632. Smith and Wace, Dictionary of Christian Biography I (London 1877), р. 412–413. Wetze und Welte, Kirchenlexikon II, Sp. 2025–2026. Р. Batiffol, La littérature grecque, Paris 1897, стр. 82–83. U. Chevalier, Répertoire des sources historiques: Bio-bibliographie, col. 400.
С. Троицкий
