Приглашаем Вас пройти Православный интернет-курс — проект дистанционного введения в веру и жизнь Церкви.

профессор Александр Павлович Лопухин

Калиновцы

Калиновцы – сектанты, последователи лжеучения, распространявшегося, с начала 20-х годов прошлого столетия, в пределах демянского уезда, новгородской губ., местным крестьянином, жителем деревни Астрешина (кунского прихода) Калиною Ефимовым, от имени которого и получили свое название. Характеристические особенности этого лжеучения могут быть обозначены лишь в довольно общих чертах в виду крайней скрытности сектантов, старавшихся замаскировать свое неправомыслие показным благочестием и наружною преданностию православной церкви. Одним из наиболее ясно выраженных пунктов в учении Калины является проповедь безбрачия, не исключавшая однако (по наблюдениям окружающих) довольно свободного обращения между его последователями, без различия полов; наряду с этим должна быть поставлена более строго осуществлявшаяся на практике заповедь о воздержании от мяса и вина. Личность самого основателя секты и ее руководителя была облечена необычайным авторитетом. „Калиновцы“ приписывали ему божеское достоинство, называя его братом И. Христа и даже самим Христом; они были уверены, что именно Калина введет их всех в царство небесное; что участь всех людей находится в его руках; что поминовение усопших, совершенное Калиною, действительнее молитв церковных; что там, где находится дом Калины, будет великий град Иерусалим, с храмом сионским, и что бедствия, имеющие постигнуть род человеческий пред кончиною мира, не коснутся „Калиновцев“, в особенности тех, которые будут находиться близ деревни Астрешина; наконец, были уверены, что Калина не умрет, а будет жить вечно. О религиозном культе „Калиновцев» ничего не известно; судебными следствиями, производившимися в 1840 и 1841 гг., установлено только, что сектанты имели свои молитвенные собрания в особом доме, в деревне Астрешине, весьма обширном и обильно украшенном иконами; позднее эти собрания стали происходить тогда и там, когда и куда приходил Калина, который почти не жил дома, а постоянно странствовал из одного места в другое. Пользуясь своим безграничным влиянием на последователей, основатель секты страшно эксплуатировал их, отбирая их имущество и заставляя работать на себя. Сам он широко пользовался всеми доступными благами жизни, за исключением мяса и вина, и в особенности не стеснялся требованиями полового воздержания, вступая в незаконную связь с разными женщинами. В 1870 г. он умер слишком 80-ти лет от роду; но со смертию его секта „Калиновцев“ не прекратилась. Руководителем ее стал сын Калины – Егор, по примеру своего отца объявивший себя Христом и сумевший, подобно ему, внушить веру в себя разными нелепыми и фантастическими россказнями о своем всемогуществе. В 80-х годах прошлого столетия секта „Калиновцева еще продолжала существовать в некоторых приходах демянского у. Вышеуказанные черты, характеризующие ее последователен: обоготворение руководителя, отрицание брака, воздержание от мяса и вина и обязательство содержать в тайне учение секты позволяют думать, что последняя не должна быть считаема за нечто самостоятельное и. типически своеобразное, а есть лишь одна из фракций недоразвившейся хлыстовщины.

Подробнее о «Калиновцах» см. в «Правосл. Собес.» за 1872 г., июнь, стр. 216–225.

И. Громогласов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. - Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д. И. : (и в приложении : Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая) : с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт. : портр.

Комментарии для сайта Cackle