Источник

Каликст Георг

Каликст Георг (Calixtus Georg) – один из замечательнейших лютеранских богословов ХVII века. Сын проповедника Иоанна Каликста, он родился 14 декабря 1586 г. в Меделби (селение в Шлезвиге). По окончании курса гимназии в Фленсбурге он, в возрасте 16 лет, был отправлен в Гелмштедский университет; также посещал университеты Иенский, Гессенский, Тюбингенский и Гейдельбергский. По выходе из университета, вместе с богатым учеником своим Матфеем Овербеком, Г. Каликст совершил путешествие по Европе, во время которого пополнил свое образование, посетив знаменитые библиотеки и познакомившись лично с наиболее выдающимися учеными Англии, Голландии, Италии и Франции. В 1613 г. он вернулся в г. Гелмштедт из путешествия, а в 1614 г. был назначен профессором богословия в Гелмштедский университет. Скончался 19 марта 1656 года, 70-летним старцем.

Убежденный, что основные догматы христианства одинаково неизменно сохраняются во всех христианских исповеданиях, Георг Каликст, как профессор и как богослов-писатель, направлял все свои старания к тому, чтобы объединить членов трех исповеданий: лютеранского, реформатского и католического. Для этого объединения он считал необходимым выделить главнейшие верования, общие всем названным исповеданиям и необходимые для спасения человека, и оставить в стороне пункты разногласия. Для спасения же человека он полагал необходимым – признание Свящ. Писания, символа апостольского и учения отцов церкви первых пяти веков. Что касается таинств, то Каликст утверждал, что следует принимать факт их существования, но в отношении понимания их существа и их формы он допускает свободу. Такие мнения подали повод ярым лютеранам обвинять Георгия Каликста в «синкретизме», в стремлении смешать все христианские исповедания. Последователей Каликста стали называть «синкретистами» (см. это слово). Среди немецких богословов возникли ожесточенные прения «за» и «против» синкретизма. С 1630 года начали появляться различные произведения, в которых Г. Каликст именовался «криптокатоликом» – тайным католиком и «криптопапистом» – тайным папистом. Одно из этих сочинений, напечатанное в 1640 г. и принадлежащее перу Бюшера из Ганновера, даже было озаглавлено так: Сryptopapismus novae theologiae Helmstadiensis. Г. Каликст энергично защищался против обвинений его в измене и отступничестве, и с этой целью написал несколько сочинений, из которых укажем на главные: Wiederlegung des unwahrhaften Gedichtes unter dem Titel «Kryptopapismus» (Люнебург 1641); Iterata compellatio ad Academiam Coloniensem; Responsum maledicis Moguntinorum theologorum pro rom. pontificis infallibilitate praeceptoque sub una vindiciis oppositum (Гелмштедт 1644, 1645).

Прения в немецком богословском мире еще более оживились, когда Каликст в 1645 году был приглашен польским королем Владиславом присутствовать на богословском состязании в Торне, которое имело целью восстановить мир в взволнованных умах. Здесь резко обозначились две партии. На стороне Георга Каликста стояли богословы Гелмштедта, Ринтельна и Кенигсберга; главные из них: Конрад Горней, Герард Тиций, Иоахим Гильдебранд. Противную Каликсту партию составляли богословы из университетов Лейпцигского, Йенского, Страсбургского, Гиссенского и Марбургского. Из них наиболее заменательны: Иаков Веллер (из Дрездена), И. Гюлфеман и Авраамий Калов (см. ниже «Калов»). Споры перешли и на другие вопросы. Каликста обвиняли еще в том, что он для доказательства христианских доктрин пользовался аргументами из философии и из других религий, что, будто не находил учения о троичности в Ветхом Завете, и проч. По поводу этих обвинений Каликстом были опубликованы следующие сочинения: 1) De duabus quaestionibus num mysterium Trinitatis e solius V. T. libris possit demonstrari, et num ejus temporis patribus Filius Dei in propria sua hypostasi apparuerit (1649, 1650); 2) Indicium de controversiis theologicis, quae inter lutheranos et reformatos agitantur (1650); 3) Desiderium et studium concordiae ecclesiasticae (1650); Widerlegung der Verleumdungen (Гелмштедт 1651).

Кроме помянутых выше, от Георга Каликста остались еще следующие сочинения, изданные частью им самим, частью сыном его Фредериком-Урлихом Каликстом (1622–1701 r.): 1) Tractatus de pontificio missae sacrificio (Франкфурт 1614); 2) Epitome theologiae (Гелмштедт 1619, 1662); 3) De religiosa adoratione disput (1623); 4) Apparatus theologicus (Гелмштедт 1628; в этом сочинении автор перечисляет звания, которыми должен обладать претендующий на звание богослова, и указывает метод, которым должен пользоваться богослов в своих занятиях); 5) De conjugio clericorum (1631); 6) Epitome theologiae moralis (Гелмштедт 1634, 1661; автор показывает тесную связь между моралью и догматикой, особенно сотериологией); 7) Degressio de arte nova contra Nihusium (ibid. 1634); 8) De visibili ecclesiastica monarchia (1643); 9) De primatu Rom. Pont. (1650); 10) De auctoritate Scripturae S. (1654); 11) Disputationes XV de praecipuis christ. religionis capitibus (Гелмштедт 1611, 1658); 12) Lucubrationes ad quorundam V. T. librorum intelligentiam facientes (1665); 13) De tolerantia reformatorum (Гелмштедт 1697).

Литература. Фридрих Урлих Каликст предпринял издание полного собрания трудов своего отца Георга Каликста, но издания этого не закончил. Однако он дал интересное обозрение сочинений Г. Каликста в своем „Catalogus operum G. Calixti“. Некоторые рукописи Г. Каликста хранятся в библиотеках Вольфенбюттеля, Геттингена, Дармштадта и Гамбурга. См. о Г. Каликсте: Н. Schmid, Geschichte der synkretistischen Streitigkeiten in der Zeit des Georg Calixt (Эрлянген 1846); W. Gass, G. Calixt und der Synkretismus (Бреслав 1846); Th. Henke, G. Calixtus und seine Zeit, 2 тома (Галле 1853–1856); Bauer, Ueber den Character und die Bedeutung des calixtinischen Synkretismus в журнале „Theol. Jahrb.“ 1848 г., VII, стр. 163 сл.; Herzog-Hauck, Realencyclopadie III3, 643–647; Wetzer-Welte, Kirchenlexicon II2, col. 1711–1715; V. Ermoni, y Vacant et Mangenot в Dictionnaire de théologie Catholique II, 1362–1364; F. Fichtenberger в его Encyclopédie des sciences religieuses II, 522–524.

Н.В. П-в

Каликст Георг имеет особое значение в истории науки «Нравственного богословия». Последнее до ХVI-го столетия преподавалось и на Западе Европы совместно с «Догматическим богословием». Обе области были перемешаны и сколько-нибудь отчетливо не обособлялись, что крайне вредно отзывалось и на той, и на другой научных богословских отраслях, – тем более, что они по своему существу отличны одна от другой, хотя и не лишены взаимной связи. Нравственное, в особенности, богословие вело безличное существование. Нравственные вопросы, – ввиду того, что Нравственное богословие было только составною частью Догматического, – раскрывались лишь попутно и потому без желательной обстоятельности в их раскрытии не было надлежащей систематичности; тормозилось и дело выяснения самих догматических вопросов, и т. д. Серьезную попытку обособить эти две научных отрасли впервые сделали – реформатский богослов Ламберт Данэй и лютеранский богослов Георг Каликст. Данэй – автор сочинения «Еthices Christianae libri III» (1577). До его времени имелись только философские (языческие) моральные системы, как самостоятельные, обособленные явления, а, благодаря ему, видим и христианскую. «Как в собственном смысле этическая наука, – говорит Кюбель (в Christiche Ethik I, Мünchen 1896, 8. 39), – и, притом, с сознанием различия от философской этики, христианская этика выступает на сцену у Данэя» (см. мою статью: «Забытый юбилей: 300-летняя годовщина смерти Ламберта Дано, отца науки христианской этики, как особой в ряду других» в «Христ. Чтен.» 1896 г., сент. – окт., стр. 272–278). То, что сделал на реформатской почве Данэй (или Дано), на лютеранской осуществил (до некоторой степени) Георг Каликст, но уже после эпохи Данэя. Он – автор сочинения; «Ерitomes theologiae moralis»... (Неlmst. 1634), известного именно с отмеченной стороны – и только. Само же по себе, сочинение представляет «труд неполный, только фрагмент, мало систематичный, не остающийся верным своему богословскому характеру, предлагающий смешение богословской и философской морали» (см. мою книгу: «Нравственное Богословие в России в течение 19-го столетия», Спб. 1901, стр. 22). Как бы невысоко ни ценили мы труд Георга Каликста с его научной стороны, – тем не менее, заслуга этого богослова для Нравственного богословия сомнениям не подлежит. Отныне и на лютеранской почве данная научная богословская отрасль стала разрабатываться самостоятельно к пользе не только для нее, но и для Догматического богословия. Каждая из этих наук, отныне развиваясь самостоятельно, благодаря этому, вскоре же сделала быстрые шаги вперед, о чем красноречиво свидетельствует их история; для Нравственного, специально, богословия см. в особенности труды: D. Chr. Ernst Luthardt'а, Geschichte der christlichen Ethik, II Geschichte der christlichen Ethik seit der Reformation, Lpzg 1893; Dr. W. Gass'a, Geschichte der christlichen Ethik, II, 1: Sechszelmtes und siebzehntes Jahrhundert; Die vorherrschend kirchliche Ethik (Berlin 1886); II, 2: Achtzehntes und neunzehntes Jahrhundert; Die philosophische und Die theologische Ethik (Berl. 1887); Dr. Theobald Ziegler'а. Geschichte der christlichen Ethik (2 Aufl. Strassburg 1892). А так как Нравственное богословие в России развивалось под влиянием систем западноевропейских, то отсюда ясно, что успешный рост последних был не безразличен и для русских богословов (см. подробности в цитов. моей книге «Нрав. Богословие в России»...).

Проф. А. Бронзов


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь : В 12 том. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Петроград : Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д.И. (и в приложении: Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая): с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт.: портр.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle