Каноны церковные
Каноны церковные (canones ecclesiastici). Канонами называются церковные законы, которыми установляется в церкви внешняя жизнь верующих и все то, что нужно для сохранения в ней надлежащего порядка и для достижения цели, ради которой она существует. В смысле общего, обычного и соответствующего преданию порядка слово «канон» употреблено несколько раз Никейским собором 325 г.
Правила древнейших соборов не могли быть называемы канонами потому, что самые соборы составлялись в ограниченных пределах какой-либо провинции или страны и не претендовали на соблюдение их во всех других христианских странах; между тем, со словом «канон» в древнецерковном словоупотреблении соединялось понятие обще-церковной нормы, одинаково обязательной для всех христианских общин и всеми одинаково признаваемой. С тех пор как, благодаря первому христианскому императору Константину Вел., составился первый вселенский собор, и постановления этого собора, утвержденные императором, были приняты в руководство всей христианской церковью, к отдельным соборным постановлениям стали прилагать название канонов. С IV до IX века идет ряд соборов, на которых при свободе, предоставленной действиям церковной власти, – обсуждается обширный и разнообразный круг предметов церковного управления и дисциплины, и определения соборов получают общеобязательное для всех членов церкви значение положительного закона. Постепенно образуется основной церковный канон, и на соборе Трулльском 692 года, а потом на VII вселенском 787 года утверждается полный его состав и определяется каноническое значение различных памятников церковного законодательства. Светская верховная власть своим признанием и утверждением сообщает канонам церкви авторитет государственных законов и сопровождает их нарушение юридическими последствиями в гражданском обществе, являясь охранительницей церковного законодательства. «Церковные каноны, – говорится в законодательстве императора Юстиниана (в конституции 530 года), – имеют такую же силу в государстве, как и государственные законы»; «что запрещают они, – то запрещают и законы». Тех же принципов держалось и позднейшее законодательство. Общим принципом государственного законодательства не только в делах церковных, но и в делах светских, служило правило, что, вообще, светские законы должны следовать церковным канонам, и что они теряют свою силу, если противоречат установленным церковью догматам. Впрочем, церковные постановления, не находящиеся в необходимой связи с основными канонами церковными, могли быть изменяемы, или отменяемы, светскою властью, и, обыкновенно, такие изменения и отмены были делом весьма обычным, против которого церковь никогда не протестовала, но возможности противоречия законов светских церковным канонам все-таки не допускалось. Это было общим принципом светского законодательства. Такое положение дела показывает, что церковные правила, или каноны, вообще, в греко-римской империи имели больший авторитет, чем светские законы. С юридической точки зрения это впоследствии объяснялось тем, что светские законы имеют только одну санкцию – государственную. Так объясняют дело Вальсамон и Властарь. «Необходимо, – говорит Властарь, – чтобы каноны имели больше силы, чем законы, ибо законы составляются только царями и от них получают свою силу, между тем, как каноны составляются по мысли и стараниям св. отцов и по воле тех же царей, и утверждаются ими». Так понималось сравнительное значение церковного и светского законодательства до самого падения византийской империи. Что касается современной церковной практики, административной и судебной, то она в редких случаях обращается к древнему канону, как к источнику; действительным основанием для практики в вопросах управления и суда служат различные указы, определения Синода и гражданские уставы.
Литература. Никодим (Милаш), еп. Далматский, Православное церковное право, перев. Петровича, СПБ. 1897. Проф. М.А. Остроумов, Введение в православное церковное право, т. I, Харьков 1893. † Проф. Н.К. Соколов, Из лекции по церковному праву, вып. 1, Москва 1874. Проф. H.С. Суворов, Курс церковного права, т. I, Ярославль 1889.
М. Красножен