Источник

Капитул в западнорусской униатской церкви

Капитул в западнорусской униатской церкви. Под именем капитулов в западнорусской униатской церкви до половины XVIII века были известны древние крылосы (см. «крылос»). С первых же времен унии в организации крылосов-капитулов произошли изменения, клонившиеся не к развитию их, а к ограничению их прав и полномочий. При м. Поцее обязанности крылоса по делам епархиального управления перешли к особым должностным лицам из монахов – официалам, суррогатам, авдиторам, нотариям, а судебная власть – к консисториям. За крылосами осталось лишь право охраны кафедральных имений при жизни епископа и по его смерти. В этом смысле еп. Поцей еще в 1598 г. преобразовал свой владимирский крылос, «хотя имети его яко капитулу». Другие крылосы и без особого преобразования фактически были поставлены в то же положение под громким именем капитулов. В 1668 г. капитулы-крылосы лишились и права заведования кафедральными имениями во время вакантности кафедр, так как м. Коленда исхлопотал королевский «привилей», которым митрополиту предоставлено право управлять вакантными епископскими кафедрами и владеть их имениями. С течением времени, за недостатком образования в среде белого духовенства, городские церкви и почти все кафедральные соборы мало-помалу перешли в ведение монахов-базильян. Ко времени замостского собора в ведении капитулов находились только кафедральные церкви во Владимире, Бресте и Пинске. Но эти уцелевшие капитулы были низведены на степень простого кафедрального причта, весьма незначительного и ничтожного по составу. Если некоторые «капитульные священники» занимали те или другие второстепенные епархиальные должности (суррогатов, нотариев), то это были исключения, а все епархиальное управление было в руках базильян.

С поднятием образования в белом духовенстве, благодаря учрежденным папою алюмнатам (во Львове и Вильне), начался подъем клира и новый период в истории униатских капитулов. С половины XVIII века началась организация капитулов уже по образцу латинских. Были организованы капитулы – в Перемышле (1756 г.), в Луцке (в 1750-х годах), во Львове (1771 г.), Владимире (1769 г.), Бресте (1769–1775 г.), в Вильне (1778 г.) и Радомышле (1788 г.). Они состояли из нескольких высших сановников-прелатов: архипресвитера, архидиакона, кустоша, канцлера, схоластика и кантора; в некоторых капитулах были и каноники. Эта корпорация высшего клира была выделена из ряда прочего духовенства и организована на началах самоуправления – с правом собраний, свободного избрания своих членов, самосуда и самостоятельного распоряжения доходами с капитульных фундушей, без всякой зависимости от епархиальной администрации и консисторского суда. Напротив, сама она стояла при епископе, как равноправный ему страж церковных прав и порядков. Наблюдение за неприкосновенностью прав и соблюдением законов как епископом, так и официалами, и консисторией составляло главную обязанность капитула, которая лежала на нем, как на целой корпорации. Кроме того, члены капитула имели еще частные обязанности по делам кафедры. Каноники несли обязанности чередного богослужения в кафедральной церкви, а прелаты – помимо богослужебных обязанностей в великие праздники – имели каждый свои специальные обязанности. Архипресвитер обязан руководить делами капитула и кафедрального собора, архидиакон – заботиться о соблюдении обрядов и защищать имущественные права кафедры, канцлер – вести капитульные акты и хранить епископский и капитульный архив, кустош – смотреть за кафедральной церковью, за целостью утвари и ризницы, за исправностью служителей, за богадельней и деятельностью церковного братства, схоластик – наблюдать за кафедральною школой и епархиальною семинарией в экономическом и учебно-педагогическом отношении, кантор – заботиться о хоре кафедральной церкви, нанимать певцов и наблюдать за правильностью пения и чтения.

Униатские капитулы организованы епископами вопреки желаниям базильян и латинского клира, без разрешения папы, и по учреждении не получили папского утверждения. Это повлекло быстрый их упадок еще до падения Польши. С падением Польши, оказавшиеся в пределах Австрии львовский и перемышльский капитулы, долгое время не могли подняться из состояния упадка. Лишь в 1813 году они восстановлены, а в 1864 г. добились папского утверждения. В Западной Руси, под русским владычеством, при организации униатских епархий (Полоцкой в 1772 г., Луцкой и Брестской в 1798 г.) капитулы не были учреждены вновь, не были восстановлены даже те, которые существовали раньше. Лишь впоследствии луцкий и брестский капитулы стали оживать. В 1808 г. луцкий заявил о своем существовании и правах, – в том же году брестский капитул организован сызнова еп. Булгаком. Но и после этого существование обоих было лишь номинальным; они не пользовались свойственными капитулу правами и не несли обязанностей при кафедре. Кафедральных соборов в Луцкой и Брестской епархиях не существовало; Брестская семинария находилась в распоряжении базильян, в Луцкой кафедральной школе единственным учителем был сам кафедральный схоластик; высшее наблюдение за ходом епархиальных дел сосредоточивалось в римско-католической коллегии и главном управлении духовными делами иностранных вероисповеданий. В 1818 г. поднят вопрос о капитулах и нашел себе энергичную поддержку в духовенстве Брестской епархии. В 1821 г. он готов был разрешиться в благоприятном для капитулов смысле, но в 1822 г. начался поворот в жизни униатской церкви, при котором латинское нововведение уже не нашло себе поддержки. При церковных преобразованиях, выработанных в 1822–1828 гг., организация кафедрального клира приняла характер установлений восточной церкви, и капитулы были преобразованы в кафедральные соборы по образцу православной церкви.

Литература. Harasiewicz, Annales Ессlеsiae Ruthenae, Leopoli 1862 an. Свящ. A.И. Ситкевич: Западно-русский крылос и его судьба в унии до половины XVIII века, Гродна 1903, и Униатские капитулы в XVIII веке (в „Христ. Чтении“ 1904 г., кн. 9–12). П.О. Бобровский, Русская греко-униатская церковь в царствование импер. Александра I, СПБ. 1890.

Свящ. Андрей Ситкевич


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь : В 12 том. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Петроград : Т-во А.П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 8: Календарь библейско-еврейский и иудейский - Карманов Д.И. (и в приложении: Иерархия первохристианская, Иуда Предатель, Казан. дух. семинария и Академия-новая): с 6 рисунками и картами. - 1907. - V, [3] с., 854 стб., 855-866 с., 5 л. портр., ил., карт.: портр.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle