Капитулярии
Капитулярии. Выражение capitulare или capitulatio, исходя от разделения на capitula, впервые встречается в 779 г. и означает особый род королевских указов.
Обыкновенно, под capitularia каролингов разумеют и соответствующие им еdicta, praeceptiones, decreta или decretiones меровингских королей и предписания арнульфских мажордомов. От грамот (diplomata, или mandata) капитулярии отличаются своею особою формой и отсутствием печатей и подписей. От меровингских королей дошли до нас только отдельные капитулярии и лишь от времени трех первых поколений после Хлодвига, затем этот вид законодательства исчезает до Карла Мартела, а при Карле Великом достигает высшей точки развития; почти на такой же высоте оно стоит при Людовике Благочестивом, но с его смертью исчезает в восточной Франконии и продолжается лишь в западной Франконии и в Италии до конца IX века. Капитулярии представляют собой частью предписания всему народу, частью инструкции королевским чиновникам и, в особенности, королевским послам (missi dominici). Содержание их чрезвычайно разнообразно и касается всех сторон жизни государства и церкви; не только внешняя организация церкви и отношения ее к светской власти, но и церковная дисциплина, организация орденов, обучение и даже культ подробно регулируются в капитуляриях. Относительно происхождения капитулярий, основания обязательности их и, зависящего от этого, их деления и отношения к родовому праву (leges) в науке существуют различные взгляды. Господствующий взгляд (Бруннера, Шредера и др.) примыкает к делению Борецием постановлений Ахенского рейхстага 813 г. на три вида: capitularia legibus addenda, capitularia per se scribenda и capitularia missorum. Против такого деления ничего нельзя возразить, пока оно просто устанавливает различие между капитуляриями, дополняющими и изменяющими родовое право, капитуляриями, имеющими самостоятельное значение и инструкциями для чиновников. Но, как скоро в основу деления капитулярий ставится их происхождение и утверждается, что capitularia legibus addenda имеют такое же значение, как родовое право (как leges), и устанавливаются с согласия всего народа, между тем, capitularia per se scribenda, в качестве королевского права, устанавливаются одним королем без участия народа; – тут воззрение Боредия и его последователей подвергается основательной критике. Амира, Зеелигер, Зигфрид Ричель и отчасти Дан отрицают всякое принципиальное различие между этими двумя видами капитулярий. Capitularia legibus addenda уже потому не могут служить выражением родового права, что при каролингах о родовых собраниях не было и речи. Различные воззрения существуют и на роль рейхстага в издании капитулярий. Амира приписывает законодательную власть лишь королю, который добровольно прибегает к содействию рейхстага. Зеелигер видит в рейхстаге самостоятельный законодательный орган франкской монархии. Оба воззрения примиряет Ричель, указывая на то, что капитулярии – не особая форма законодательства, но лишь особая форма обнародования уже составленных законов, а в составлении всех законов без исключения, несомненно участвовали рейхстаги и соборы. Было ли это участие райхстагов в составлении законов одним обычаем или оно основывалось на обычном праве, – вопрос этот для современников был непонятен. Но нельзя считать рейхстаг представительством всего народа. Решения его были обязательны для каждого отдельного члена государства лишь в силу долга повиновения королю.
Потребности в систематическом сборнике капитулярий впервые удовлетворил аббат Ансегиз из Фонтанелы (823 г.), собрание которого получило значение официального. Затем известны сборники Бенедикта Levita, диакона из Майнца, Исаака, епископа Лангрского, и Герара, епископа Турского, и, наконец, короля Лотаря (в середине IX в.).
Литература. Лучшее издание: Monumenta Germaniae hist. Legum sectio II, Capit. regum Francorum ed. Boretius et Krause I, II, 1883–1897; Boretius, Die Kapitularien, in Langobardenreich, 1864; Его же, Beitrage zur Kapitularienkritik, 1874; Amira в „Göttingische gelehrte Anzeigen“ 1888, 57 сл., 1896, 193 сл.; Seeliger, Die Kap. d. Karolinger, 1893; Rietschel в R. E. v. Herzog-Hauck X3, 43–46, где указана и остальная иностранная литература [Wetzer u. Welte, Kirchenlexikon II2, II, 1897–1903.1, 3. 885. W. Smith and A. Cheetam, A Dictionary of Christian Antiquitis I (London 1775), p. 285–288]; A.Я. Дородницин (ныне en. Алексий), Церковно-законодательная деятельность Карла Великого, Москва 1889, 18–22 и др.; Робертсон и Герцог, История хр. церкви I (Спб. 1890), 661–662; † М.Н. Петров, Лекции по всемирной истории II (Харьков 1888), стр. 26; Μ.Μ. Стасюлевич, История средних веков II, 53–75; † проф. Н.А. Осокин, История средних веков I, 241 сл.; Лависс и Рамбо, Всеобщая история I, 355–357.
С. Троицкий