Карлштадт (Андрей Боденштейн)
Карлштадт, собственно, Андрей Боденштейн (Andreas Rudolf Bodenstein), названный Карлштадтом по месту своего рождения (Karlsstadt во Франконии), – немецкий протестантский богослов и общественный деятель времен реформации (род. 1480 г., († 1541 г.). В 1504 г. – преподаватель философии в виттенбергском университете; с 1513 – профессор богословия там же, и архидиакон. В 1515 году предпринял путешествие в Рим; распущенность нравов папского двора оттолкнула его от католичества; в 1517 г. он примкнул к Лютеру и сразу сделался самым ярым протестантом. В 1519 г. произошел диспут между ним и Экком в Лейпциге о благодати и добрых делах, причем Карлштадт был признан побежденным.
Во время пребывания Лютера в Вартбурге Карлштадт своими фанатическими сочинениями и поступками вызвал в Виттенберге сильное волнение, и только энергичные меры возвратившегося Лютера успокоили народ. Карлштадт принужден был оставить Виттенберг и удовольствоваться скромным положением пфаррера в местечке Орлямюнде, где продолжал свою фанатическую деятельность, подняв гонение на иконы. В 1524 г. был изгнан из Саксонии за разногласие с Лютером в учении о причащении (Карлштадт отрицал вообще присутствие Христа в евхаристии). Через шесть лет он появляется в Швейцарии, сначала диаконом в Цюрихе, затем (1531 г.) пфаррером в Альтштетене и, наконец, (с 1534 г.) профессором богословия в университете и проповедником в церкви св. Петра в Базеле.
Определить богословские взгляды Карлштадта довольно трудно, так как он неоднократно менял их. Основным пунктом его убеждений является мысль, что человек спасается исключительно благодатию Божией; благодать проявляется в нас как внутреннее просвещение через Слово Божие; отсюда – отрицание не только католического учения о добрых делах и связанных с этим учением церковных действий и установлений, но и вообще всей церковной обрядности, внешности. При этом, – пылкий и деспотичный, – он не стеснялся в выборе средств для проведения своих убеждений в жизнь, что вело к многочисленным столкновениям и ссорам, в том числе, и к разладу с Лютером, который был значительно осторожней и уступчивей.
Перу Карлштадта принадлежит множество мелких сочинений на лат. и нем. яз. в защиту протестантства: De canonis scripturis, Wittenb. 1520; De predicatione verbi Dei contra Johan. Eckium, Wittenb. 1521; Predigt von Empfangung des heil. Sacraments, Wittenb. 1522 (Проповедь o принятии св. Таин); Von Abthun der Bilder und dass kein Betler unter Christen seyn soll (Об уничтожении икон и о том, что между христианами не должно быть нищих); Super Coelibatu, Monachatu et Vidnitate axiomata, Wittenb. 1521; Voin Priesterthum and Opfer Christi, Jena 1523 (О священстве и Христовой жертве); Vorn Sabath and gebotenen Feiertagen (О субботе и об узаконенных праздничных днях); Ob man mit der Sell rift beweisen könne, das Christus init Leib, Blut und Seele im Sacrament seye? 1525 (Можно ли доказать на основании Св. Писания, что Христос с телом, кровью и душою присутствует в таинстве?) и др.
Литература. Между многочисленными исследованиями о жизни и деятельности К. можно отметить след. важнейшие: С. F. Jäger, Andreas Bodenstein von Carlstadt, Stuttgart 1856, и его же статья о К. в „Deutsche Zeitschrift“ за 1856 г.; Diekhoff, Die evangel. Abendmahlslehre im Reformationszeitalter I, 299 ff.; его же De Carolstadio Lutheranae doctrinae de Servo arbitrio contra Eckium defensore, Göttingen 1850, и его же статья о К. в „Gotting, gelehrte Anzeigen“ за 1848 г. Кроме того, см. статьи о К. у Herzog-Hauck, R. Е. X3, 73–80: Wetzer und Welte, Kirchenlexikon VII2, 181–186. [H. Barge, Andreas Bodenstein von Karlstadt, 1 thl: Karlstadt und die Anfänge der Reformation; II Thl: Karlstadt als Vorkämpfer des laienchristl. Puritanismus, Lpzg 1905].
Н. Сахаров
