профессор Александр Павлович Лопухин

Кающиеся

Кающиеся – вообще те, кто нарушил положения христианского вероучения и нравоучения и требования церковных уставов, допустил тем самым грех и, при искреннем сознании последнего, ищет примирения с церковью установленными для того в ней способами.

В частности: А) кающиеся публично – явные и тяжкие преступники против веры и церкви, как то: отступники (по воле и по принужденно) от веры, убийцы, прелюбодеи и пр., – которые в древней церкви допускались в общение с церковью только при публичном сокрушении ими о своем грехопадении. Они делились на четыре класса, окончательное установление которых и относится к к III или нач. IV в. Эти классы: а) плачущие (προσκλαι’οντες), которые во время совершения богослужения стояли на открытом месте, вне храма, с плачем прося идущих к богослужению верующих о молитве за них; б) слушающие (ἀκροω’μενοι), которым при богослужении дозволено было стоять в притворе ( – при входе в храм), вместе с оглашенными, где они могли слушать чтение Свящ. Писания и поучения и откуда удалялись одновременно с оглашенными же; в) припадающие или коленопреклоненные (ὑποπι’πτοντεςили γονοκλι’νjντες ), которые при совершении литургии имели право стоять в самом храме (в передней его части, до амвона) и пред оставлением храма (вместе с готовящимися ко крещению, до начала литургии верных) слушали особые произносимые за них епископом молитвы; и г) совместно (с верными) стоящие (συνιστια’μενοι ), которые допускались к присутствованию при всем совершении литургии, но только без права причащения (Григорий Неокесар. пр. 12). Срок пребывания в каждом классе зависел и от тяжести грехопадения и потому был неодинаков. Упразднение этих классов, как применяемых по общему правилу, относится к V веку; но по отдельным случаям и после того они применялись до довольно позднего времени.

Б) кающиеся – изъявляющие свои грехи на тайной исповеди духовнику. В таком понятии кающимся является каждый член церкви, и притом не только по требованию своей христианской совести, но и по формальному требованию церковно-гражданских постановлений (Уст. дух. конс. ст 15; Уст. о пред. и пресеч. прест. ст. 20. 22). По более ранним постановлениям каждый должен каяться на исповеди, начиная – мужчины с 14 лет, а женщины с 12 лет; теперь безразлично для всех – начиная с семилетнего возраста. По постановлениям прежнего времени каждый член церкви обязан каяться 4 раза в году (Московск. собор 1666–1667 г., «Инструкция» патр. Адриана); с ХVIII же века устанавливается обязательность собственно однократной исповеди в течение года. – В XVIII в. с не исполнявшего эту обязанность взыскивался денежный штраф; теперь о лице, не бывшем три года на исповеди, если к исполнению этой обязанности не могут побудить его и увещания епарх. начальства, – сообщается гражданскому начальству (см. еще «Покаяние»).

А. Алмазов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle