Кеила
Кеила (Нав.15:44), или Кеиль (1Цар.23:1–13) – город в южной части удела Иудина, расположенный «на низменных местах», или на равнине (Нав.15:33, 44), близ филистимской границы. Кеиль, в обеспечение от нападений филистимлян, был укреплен; однако же, филистимляне взяли его во время войны с Израилем и предали разграблению. Спасая жителей Кеиля, Давид нанес филистимлянам поражение и занял город, но вскоре должен был оставить его, укрываясь от преследований Саула (1Цар.23:1–13). После вавилонского плена Кеиль был снова заселен возвратившимися иудеями, и обитатели кеильского округа, под начальством левитов – Хашавии и Баввая, принимали участие в восстановлении стен Иерусалима (Неем.3:17, 18). – Некоторые (между прочим, путешественник ван-де-Вельде, Буль) полагают, что на месте древнего Кеиля находится современное селение Кела (или Кила) с развалинами древних времен, в нескольких милях к востоку от Елевферополя (Бет-Джибрин) на пути в Хеврон. Но Кела лежит, скорее, в горах, и никак не на низменном месте. – К сказанному не излишне присоединить следующее: 1) Двоякое начертание одного и того же имени – «Кеила» и «Кеиль» находится в русском и славянском переводах Библии; в подлинном же еврейском тексте во всех приведенных цитатах употреблено одно и то же начертание – ke’ilah, равным образом и у LXX: Κεειλά – 2) В 1Пар.4:19 (в родословной потомков Иудиных) встречаем слова: «Нахам, отец Кеилы». По объяснению Кейля, имена, которым в этой главе предшествует слово «отец», суть наименования городов, и выражение – «Нахам, отец Кеилы» значит то же, что: «Нахам, начальник, или глава, народонаселения города Кеилы» (т. е. города, о котором говорилось выше).
См. Baumer, Palästina, 4 Aufl., S. 209; Keil und Delitzsch, Commentar V (1870), S. 65; Buhl, Geographie des alten Palästina, 1896, S. 193; KBW., S. 359–360. [y Smith, Vigouroux, Hastings, Cheyne].
Прот. H. Елеонский