профессор Александр Павлович Лопухин

Кердон

Кердон, еретик – гностик, последователь Симона волхва, учитель Маркиона, родом из Сирии, – при папе Гигине (137–142 г.) пришел в Рим. Здесь он сначала старался казаться истинно верующим христианином и свои гностические воззрения между римскими христианами распространял тайно. Когда его заблуждения были раскрыты, он принес покаяние и отречение. Но это исправление было непродолжительно, – может быть даже притворно, ибо он скоро опять был обличен в распространении своего заблуждения. Теперь Кердон предупреждает решение церкви и сам себя отделяет от церковного общества. Что касается его учения, то оно выходит из мысли о несовместимой противоположности иудейства и христианства. Кердон основывался на том, что иудейский закон устанавливает суровое мздовоздаяние грешникам, тогда как Евангелие требует снисходительного и любвеобильного отношения к согрешившему; – многократно в законе выступает ненависть ко врагам, Евангелие же повелевает любить их. Такую противоположность он мог объяснить себе только предположением, что Бог Ветхого Завета совершенно другой, чем Отец Иисуса Христа. Тот изображается справедливым без милости и даже суровым, – этот благим и милостивым, почему яко бы должно различать Бога правосудного и Бога благого. Тот сотворил мир, дал Моисеев закон и прежде Христа открылся пророкам. Этот, Отец Иисуса Христа, во всей истории до Христа не проявлял Себя и людям не был известен совершенно, а открылся только во Христе и христианстве. В учении о лице Иисуса Христа Кердон, – по Епифанию и Феодориту, – был докетом. Это весьма понятно. Если Бог правосудный и Бог благой противополагаются один другому, если мир первого был чужд последнему, то Сын благого Бога, Который явился посланником милосердого Отца, чтобы избавить людей от жестокой справедливости создателя мира (димиурга) и направить к достижению истинного добра, – этот Сын не мог принять на Себя самую природу человека, но только вид человека. Естественно, что по мере того, как Христос привлекал к Себе людей Своим высоким нравственным учением, Он этим самым ограничивал и прекращал господство в мире димиурга. – Таковы основные положения системы Кердона, которые потом были развиты и более подробно формулированы его учеником Маркионом.

П. Тычинин.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle