профессор Александр Павлович Лопухин

Кизик

Кизик – город, находившийся в Малой Азии на перешейке Арктонисса, одного из полуостровов Пропонтиды. Христианство распространилось здесь в апостольскую эпоху. В деяниях Первого Вселенского собора упоминается епископ Кизика Феона, которому собором поручено было послать его определения церквам Асии, Геллеспонта, Лидии и Карии чрез посредство епископов Евтихия Смирнского и Марина Троадского. Когда Минофант, епископ Ефесский, уклонился в арианскую ересь и был отлучен от общества православных, то на епископа Кизика, как первого по положению после Ефесского, была временно возложена забота об асийских церквах, епископы которых и именовались зависящими от него. Отсюда, между прочим, ведет начало титул «экзарха всего Геллеспонта», усвояемый и теперь митрополиту Кизика. С IV в. епископ Кизика стал подчиняться Константинопольскому патриарху. Но при императоре Юстиниане II, когда архиепископ Кипра Иоанн переселился, по воле царя, в город Новый Юстинианополь, основанный близ Кизика, епископ последнего был подчинен архиепископу Кипра и Нового Юстинианополя, которому, в случае необходимости, принадлежало и его поставление. Такое положение кизикского епископа было санкционировано 39 правилом Трулльского собора. Около середины VIII в., после возвращения Кипрского архиепископа на остров Кипр, епископ Кизика опять стал в зависимое положение от Византийского патриарха. В царствование Льва V Армянина (813–820 г.), воздвигшего гонение на иконопочитателей, в Кизике прославился подвигом исповедничества местный епископ Емилиан, который смело обличал царя за ересь и защищал авторитет церкви. «Если вопрос об иконопочитании, – говорил Емилиан Льву, – есть церковный, то он, по обычаю, и должен исследоваться в церкви, а не в царских палатах». За это Емилиан подвергся истязаниям и заключению. Православная церковь причислила его к лику святых (память 8 августа). В средневековую византийскую эпоху Кизик был видным пунктом культурной жизни. Он входил в состав Опсикийской фемы и был одним из десяти «замечательных» ее городов (Константин Порфирородный «О фемах» ).

И в церковном отношении Кизик занимал выдающееся положение. В древнейших каталогах епархий Византийской церкви он занимает также место (после Кесарии, Ефеса, Ираклии и Анкиры) и был митрополиею епархий Геллеспонта. Митрополиту Кизика были подчинены следующие епископии: Гермы, Пиманина, Оки, Варея, Фирон, Лампсака, Авида, Дардана, Илия, Троады, Пионии и Мелитополя (Ρα’κκης καὶ ΠοτλΗ῀ς, Σο’νταγμα V, 458). В XI в. к ним была присоединена и епископия Дафнусии (ibid., 476). Император Михаил Палеолог между 1275–1282 г. пожаловал митрополиту Кизика Феодору Скутариоту титул «всечестного» (ὑπε’ρτιμος), с правом надевать во время богослужения саккос и полиставрий и шествовать в преднесении горящего светильника (Zachariae a Lingenthal, Jus gr. rom. III, 598). При императоре Андронике Палеологе Старшем (1282–1328 г.) Кизик занял седьмое место в каталоге епархий Константинопольского патриархата (Ρα’κκης καὶ ΠοτλΗ῀ς, Σο’νταγμα V, 491). Его митрополит титуловался уже «всечестным и экзархом всего Геллеспонта» ( – 499). Этот титул сохранился за кизикским митрополитом до настоящего времени. В византийскую эпоху митрополиты Кизика принимали большое участие в церковных делах. Пользуясь близостью своей епархии к Константинополю, они часто являлись сюда по приглашению патриархов для присутствования в патриаршем синоде. Акты этого синода, в издании Миклошича и Мюллера, дают возможность констатировать довольно значительное участие митрополитов Кизика в высшем церковном управлении Византии XIV-XV в. Между прочим, в конце XII в., в царствование Исаака II Ангела, кизикский митрополит Иоанн заявил себя большим участием в обсуждении и решении вопросов об избрании архиереев и о пострижении в монашество жен кандидатов на архиерейские кафедры (Zachariae a Lingenthal, Jus.III, 508–516). Из монастырей в кизикской митрополии в византийскую эпоху были известны – Артигена и Мунтанийский; последний монастырь был в харистикии у известного византийского писателя и деятеля XI в. – Михаила Пселла.

В средневековую эпоху Кизик был богатым и цветущим городом, как это можно усматривать и из того, что при византийском патриархе Исаии (1323–1834 г.) Кизикская митрополия должна была ежегодно платить великой Христовой церкви двести иперпиров, наравне с митрополиями Ираклийской и Фессалоникской (Ρα’κκης καὶ ΠοτλΗ῀ς, Σο’νταγμα V, 135). И в турецкую эпоху истории Константинопольской церкви Кизик занимал высокое (ныне четвертое) место в ряду ее епархий, хотя уже с конца XV в. город стал клониться к упадку, вследствие бедствий турецкого ига. При патриархе Самуиле I (1763–1768 г.) мптрополит Кизика сделался одним из геронтов-ефоров, с правом постоянного присутствования в священном синоде и участия в решении всех дел Константинопольской церкви и греческого народа, с правом и братски помогать епархиальным архиереям в церковном управлении, представительствовать за них пред церковью и содействовать в сношениях с патриархией по финансовым делам. Геронтизм, – как известно, – сыграл большую роль в истории Константинопольской церкви и прекратил свое существование вместе с введением в действие «Общих канонисмов». Тем не менее, первым Константинопольским патриархом, избранным по руководству этого нового регламента, был Кизикский митрополит геронт Иоаким II (с 1860г.). В 1797–1798 г. Кизикский митрополит имел титулярного епископа в Лампсаке (проф. И. И. Соколов, – Константинопольская церковь в XIX в., т. I, Спб. 1904 г., приложения, стр. 145). Ныне Кизик лежит в развалинах («Хизико» близ Айдинджика), в которые приведен неоднократным разорением со стороны турецких полчищ и бедствиями мусульманского ига, но титул митрополита «Кизикского» сохранился и до настоящая времени. Митрополит Кизика имеет теперь свою кафедру в городе Артаке, имеющем до 8.500 православных жителей. В состав его епархии входят небольшие города – Панормос, Валлия, Синтерги, Валук-Кесер, Гкионен, Вига, Байрамиджи, Езине, Рен-Киой, Дарданеллы и Ламисак, и, кроме того, до 54 сел. Митрополичью кафедру Кизика в настоящее время занимает кир Афанасий.

И. И. Соколов.


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. : под ред. проф. А. П. Лопухина : В 12 томах. — Петроград : Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή : с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Комментарии для сайта Cackle