Источник

Кидар, головное священное украшение

Кидар: евр. מִּצְנֶפֶת, miznepheth, LXX: κίδαρις или μίτρα, Vulg. cidaris слав.: наглавие, увясло, клобук (Исх.28:4, 36–37, 29:6, 39:30; Лев.8:9, 16:4). Так называлось головное священное украшение ветхозаветного первосвященника, имевшее вид чалмы или тюрбана из виссона (белого хлопчатобумажного полотна), обматывавшегося (евр. гл. zanaph – наматывать, отсюда и евр. название кидара miznepheth: см. Лев. 16:4; ср. Зах.3:5, где кидар в евр. т. назван zaniph – тюрбан, а также ср. Иов.29:14) вокруг головы. Напоминая в этой части повязку или митру (migba’ah) священников (Исх.28:40, 29:9, 39:28. Лев.8:13), кидар первосвященнический, в отличие от священнического головного убора, на передней стороне своей имел еще золотую отполированную дощечку (ziz zahav) с вырезанными на ней словами: «Qodesch la-Ihovah», «Святыня Иеговы» (Исх.28:36, 39:30), почему эта дощечка (а затем, вероятно, и весь кидар первосвященника) именовалась (Исх.39:30; Лев.8:9) «диадемою святыни» (nezer-haqodesch). Эта металлическая часть кидара к первой, сделанной из материи, была прикреплена шнурком из голубой шерсти (Исх.28:37, 39:31). По преданию, дощечка имела два пальца ширины и шла от одного виска до другого. В день Очищения, – день всенародного поста и покаяния, – когда первосвященник для совершения обряда очищения облачался вообще во все простые льняные одежды, тогда и кидар с диадемой заменялся (Лев.16:4) простой льняной чалмой (miznepheth bad). Упомянутые в Библии случаи употребления первосвященниками кидара все относятся к торжественному богослужению (Лев.8:9, 16:4; Зах.3:5), – и остается неизвестным, возлагал ли его первосвященник при повседневном богослужении. Во всяком случае, по своему значению, кидар был самым очевидным знаком священного достоинства и чести первосвященника, особенной высоты и чистоты его сана (евр. название кидара – nezer одного корня с nazir, назорей, а то и другое означает отрешенность от обыденной житейской суеты); особенно же «диадема святыни» со священною надписью была выразительнейшим символом посредничества первосвященника между Богом и народом (Исх.28:38). По И. Флавию (Древн. 3, 7:6), головной убор первосвященника, – кроме обычной священнической чалмы и узорчатой фиолетовой ткани поверх ее, – состоял еще из окружавшего все это «золотого тройного кованого венца» (στέφανος χρύσεος ἐπὶ τριστιχίαν κεχαλκευμένος). Библейский текст не говорит об этом, но допустимо, что в период второго храма, – может быть, по почину первосвященников Асмонейской династии (ср. 1Макк.10:20), – эта особенность действительно имела место.

О кидаре, его устройстве, употреблении и значении можно читать у Keil’я, Handbuch der biblischen Archäologie (Frankfurt a. Μ., Aufl. 2, 1875), § 35, 37, S. 178. 180–181. 192; ср. русск. перев. «Руководство к библейской археологии» I, Киев 1871, стр. 210. 213. 229–230. См. также W. Nowack, Lehrbuch der hebräischen Archäologie II (1894), 120. Свящ. Г.M. Ключарев, История ветхозаветного священства до заключения священного канона (Ставрополь губернский 1903), стр. 78–79; ср. прот. Г.И. Титова, История священства и левитства ветхозаветной церкви (Тифлис 1878) и др. [См. еще в библейских Словарях и Энциклопедиях Smith’а, Наstings’a, Cheyne, Vigouroux, Hagen’a. I, 933–934 и под словом «Pontifex»].

Свящ. А. Глаголев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή: с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle