Карнаим, Аштероф, Аштероф-Карнаим, Карнион
Карнаим, Аштероф, Аштероф-Карнаим, Карнион – город, находившийся по ту сторону Иордана, в Васане, и упоминаемый в Библии под тем, или другим, из приведенных названий. О Карнаиме в первый раз упоминается Быт.14:5: во времена Авраама, Кедорлаомер, царь Еламский, поразил исполинов-рефаимов в Аштероф-Карнаиме. Полное название города «Аштероф-Карнаим» буквально значит «рогатые Астарты» и свидетельствует о том, что в городе существовало определенное место, или капище, где было поставлено, для религиозного чествования, несколько статуй Астарты с рогами (Gesenius, Wörterbuch, 1868, S. 693) – одним из символов богини. Аштероф был впоследствии резиденцией Oгa, царя Васанского (Втор.1:4; Нав.9:10, 12:4, 13:12). По завоевании Васана, Моисей дал Аштероф в удел полуколену Манассиину, поселившемуся за Иорданом (Нав.13:31–32). Иуда Маккавей взял у сирийцев и разрушил укрепленный в то время Карнаим (Карнаин: 1Макк.5:43–44) или Карнион (2Макк.12:21, 26), вместе с капищем, которое называлось «Атаргатион» (Ἀτεργατεῖον) и в котором, след., воздавалось религиозное поклонение богине «Атаргатис». Нельзя, однако же, думать, что в карнаимском капище прежнее чествование Астарты заменилось почитанием совершенно другого женского божества «Атаргатис». Следует принять во внимание, что во многих странах передней Азии, со времен глубокой древности, было распространено почитание одного и того же женского божества – богини производительных сил природы. Но богиня эта в различных странах носила различные названия, которые даже в одной и той же местности иногда изменялись, с изменением тех или других обстоятельств. Так, в Ассирии и Вавилонии она была известна под именами Баалат, Баалтис, Белит, Истар, у хананеев – под названиями Аштар, Аштерет, в Сирии арамейское ее обозначение – Аштар, а в греческом видоизменении – Атаргатис (а также: Адаргада, Тиргата и др.). Сообразно с различными наименованиями, богине усвоялись и различные символы, каковы, напр., луна, звезда, рога, морские улитки и др. При всем том, она всюду, в течение тысячелетий, оставалась, по основной идее, по существу, одним и тем же божеством – богиней половой любви, рождения, плодородия. Поэтому Атаргатис – то же, что Астарта, и, значит, в карнаимском капище, – как при Аврааме, так и при Маккавеях, – поклонялись одному и тому же женскому божеству, лишь под различными наименованиями. – Возможно, что Аштероф-Карнаим обозначен в кн. Навина (Нав.21:27) именем Беештера (дом Астарты): город Беештера в Васане был дан от восточного полуколена Манассиина сынам Гирсоновым – левитам, но этот же город в 1Пар.6:72 назван «Аштароф». – Местонахождение Аштероф-Карнаима доселе с точностью не определено, несмотря на многочисленные попытки со стороны ученых исследователей заиорданской Палестины. Причина безуспешности этпх попыток заключается, между прочим, в том, что, по мнению некоторых ученых (каков, напр., Буль), в Васане существовало два различных города с одним и тем же именем «Аштероф- Карнаим» (а другие у Ам.6:13 описательно: «мы взяли себе рога», т. е. сделались сильными: см. Gesenius – Buhl, Wörterbuch liber d. A. Т., Lpzg. 1905, S. 666).
См. Schenkel, Bibel-Lexikon I, (Lpzg 1869), S. 279. 280; Riehm, HW. I2, S. 144. 148; Guthe, KBW., S. 52. 357; Buhl, Geographie des alten Palästina, Lpzg 1896, S. 248–250; Μ.C. Пальмов, Идолопоклонство у древних евреев, Спб. 1897, стр. 295–308: «Астарта». [Словари Vigouroux, Hastings, Cheyne]. Hommel, Die altisraelitische Ueberlieferung in inschriftlicher Beleuchtung, 1897, S. 274.
Прот. H. Елеонский