Кассиан, святые русские
Кассиан: 1–6 святые русские (по алфавитному прозванию).
1) Кассиан и Григорий преп. Авнежские, основатели ныне упраздненного Авнежского Троицкого монастыря, в 60-ти верстах к востоку от г. Вологды, † 1392 г. Они были учениками преп. Стефана Махрищского (память 14 июля). Препод. Григорий, зажиточный землевладелец, последовал за преп. Стефаном и принял пострижение, когда последний устроил основанный им (около 1358 г.) Махрищский монастырь, в 35 верстах от Троице-Сергиевской лавры. Вместе со Стефаном Григорий потом удалился в вологодские пределы и здесь в авнежской области (в нынешнем Тотемском уезде), близ реки Сухоны, у потока Юрьева, они основали монастырь (около 1370 г.). Пришельцам много помогал щедрыми приношениями местный богатый землевладелец Константин Димитриевич, который потом принял пострижение в обители с именем Кассиана. Преподобные Григорий и Кассиан продолжали свои труды и подвиги по устроению Авнежской обители и по удалении из нее преп. Стефана, – Григорий в качестве настоятеля, а Кассиан в должности келаря, пока жизнь их не была насильственно прекращена при разграблении и сожжении в 1392 г. Авнежского монастыря казанскими татарами, грабившими вологодские пределы. После этого Авнежский монастырь долгое время оставался в запустении и, по-видимому, далее память о погребенных здесь св. подвижниках исчезла. Только в XVI в., вследствие явления преподобных во сне местным жителям и совершившихся при их гробах чудес, положено было начало возобновления Авнежской обители и началось почитание преп. Григория и Кассиана. Иоанн Васильевич Грозный послал богатые дары в Авнежский монастырь, а митроп. Макарий (после поверки сведений о чудесах сначала через одного игумена, а потом через местного пермско-вологодского епископа) в 1560–61 г. с собором епископов установил празднование преподобным. Вслед за этим, составлена была служба, а также написано сказание о явлении мощей преп. Григория и Кассиана Авнежских и о чудесах их; см., напр., рукоп. № 635 Троицкой лавры, XVII в. – Память преподобных Григория и Кассиана 15 июня. Мощи их под спудом в Авнежской приходской церкви, оставшейся от монастыря, упраздненного в 1764 г.
Литература. Наиболее подробные сведения у † о. И. Верюжского, Исторические сказания о жизни св., подвизавшихся в Вологодской епархии, Вологда 1880, стр. 86–103. Верн. месяц. всех рус. св., Μ. 1903, стр. 21. Сергий, Полный месяц. Востока II2, 182. E.Е. Голубинский, История канон. св., изд. 2-е, стр. 112. В.О. Ключевский, Др.-рус. жития св., стр. 278–279. Барсуков, Источники рус. агиог., стлб. 136–137. Филарет, Русские св. II, 252–254 (изд. 1882). † Димитрий, Месяцеслов св., июнь (вып. 10-й) 15-го, стр. 123–125 (изд. 1900 г.).
2) Кассиан и Лаврентий преп. игумены Комельские. О жизни их известно только то, что сообщается в житии преп. Корнилия Комельского, учениками которого они были. Преп. Кассиан управлял Комельским монастырем в течение нескольких лет, во время временного удаления преп. Корнилия в 1529 г. в уединение. Когда Корнилий по воле вел. князя снова возвратился в обитель, преп. Кассиан отказался от игуменства, желая по-прежнему оставаться в послушании св. старцу. Скончался он, – надо полагать, – прежде преп. Корнилия, около 1537 г. Преп. Лаврентий по выбору преп. Корнилия еще при его жизни был поставлен игуменом Комельского монастыря, которым управлял в духе своего наставника, вначале пользуясь его устными наставлениями; между прочим, трудился по переписке книг («многи книги написа своею рукою»); скончался в 1548 г. – Память преп. Кассиана и Лаврентия 16 мая. Проф. Е.Е. Голубинский помещает пр. Кассиана в числе усопших, на самом деле не почитаемых (История канон. св., изд. 2-е, стр. 359); преп. Лаврентий у него в числе почитаемых усопших, но не канонизированных (ibid., стр. 332). У преосвящ. Сергия оба препод. также считаются неканонизированными (Полн. месяц. Вост. II2, прилож. 3-е, стр. 563, 564). Однако они находятся в «Верном месяцеслове всех рус. св.» (М. 1903, стр. 16) в числе святых канонизированных, чтимых молебнами и торжественными литургиями.
См. И. Верюжский, Исторические сказания о жизни св., подвизавшихся в Вологодской епархии, Вологда 1880, стр. 444–447; Димитрий, Месяцеслов св., на 16 мая.
3) Кассиан Муезерский, основатель ныне упраздненного Муезерского Троицкого монастыря в Кемском уезде Архангельской губернии. Упоминается между подвижниками севера; время и обстоятельства жизни неизвестны. Он не канонизирован; у проф. Е.Е. Голубинского – в числе почитаемых усопших (История канониз. св., изд. 2-е, стр. 330).
См. Архим. Никодим, Архангельский патерик, стр. 136–137.
4) Кассиан преп. затворник Печерский, постник и чудотворец; полагают, что жил в XIII в.; о жизни его сведений не сохранилось. Мощи почивают в Дальней, или Феодосиевой, пещере. Память общая с другими святыми 28 августа.
См. Верный месяцеслов всех русс. св., Μ. 1903, стр. 30. Барсуков, Источн. рус. агиогр., стлб. 284. Димитрий, Месяцесл. св., август, ч. 2-я. стр. 179 и 218 (изд. 1902 г.).
5) Кассиан игумен Спасокаменского монастыря, на Кубенском озере. Жизнь его богата событиями. Приняв пострижение в Спасокаменском монастыре, он некоторое время жил в Кирилло-Белозерской обители, еще при жизни преп. Кирилла, и был здесь потом избран во игумена, – видимо, – как человек достойный и выдающийся. С этой же стороны Кассиан делается известным вел. кн. Василию Васильевичу и митрополиту Ионе, по поручению которых он дважды путешествовал в Константинополь к патриарху, с вопросами «о церковном исправлении». Щедро одаренный великим князем за выполненные поручения, Кассиан по собственному желанию возвратился на место своих первоначальных подвигов, в Спасокаменский монастырь, где занял место игумена. От него принял пострижение юный князь Андрей, в монашестве св. Иоасаф (память 10 сентября). – Год кончины преп. Кассиана точно неизвестен, но полагают между 1460–1479 гг. Погребен в южном приделе Спасопреображенского собора Спасокаменской обители. – Кассиан не канонизирован: его нет в «Верном месяцесл. всех русск. св.», М. 1903 г. Проф. Е. Голубинский. (Истор. канон, св. Изд. 2-е, с. 330) и преосвящ. Сергий (Полный месяц. Востока II2, прил. 3, стр. 563) помещают его в числе только «почитаемых усопших».
Литература. Древнейшие сведения у Паисия Ярославова в его «Сказании» о Спасокаменском монастыре, написанном в конце XV в. (см. «Прав. Собеседн.» 1861 г., № 2, стр. 210–211. Ср. Барсуков, Источн. русск. агиогр., стлб. 284–285). Словарь истор. о св. 1836 г., стр. 144–145. У преосв. Димитрия (Месяц. св., на 17 августа, вып. 12, ч. 2, стр. 67–68, изд. 1902 г.) буквально то же, что у о. И. Верюжского, Исторические сказания о жизни св. Вологодской епархии (Вологда 1880) стр. 303–305.
6) Кассиан преп. Угличский чудотворец, в мире Константин, родом грек, из князей Манг(к)упских. По проложному сказанию, он прибыл в Москву «от италийския страны, от аммории», в свите Софии Палеолог, невесты вел. кн. Иоанна III. Преосвящ. Димитрий (Месяцесл. св., 2-го октября: 1893 г., вып. 2, стр. 19) высказывает предположение о происхождении преп. Кассиана не из Морейской (в Греции) фамилии кн. Мангуппи, а от владельца крымского города Мангупа. Проф. Голубинский (Истор. канон. св., изд. 2-е, стр. 126) решительно склоняется в пользу этого мнения, категорически утверждая, что в свиту Софии Палеолог Кассиан-Константин не мог попасть, и вероятно, прибыл в Россию после завоевания Мангупа турками в 1475 г. Знатный иностранец имел возможность устроиться при дворе велик. князя, но он отказался от этой чести. Сначала он жил у Ростовского архиепископа Иоасафа, а потом вместе с последним удалился на Белоозеро в Ферапонтов монастырь, где и принял пострижение. Отсюда он перешел в ростовские пределы и здесь на берегу Волги при впадении Учмы, в 15 верстах от г. Углича, основал свой монастырь в честь Успения Божией Матери. При устроении монастыря ему помогал угличский князь Андрей, расположением которого пользовался преподобный и у которого он воспринимал от купели сына (Димитрия). Скончался преп. Кассиан в старости 1504 г.
Празднование ему установлено в 1629 г. ростовским митроп. Варлаамом; тогда же написана служба. – Память пр. Кассиана 2 октября и 21 мая. Мощи почивают под спудом в бывшей (упразднена 1764 г.) Учемской обители, основанной им.
Кроме краткого проложного сказания, которое печатается в Прологе на 21 мая, известно в рукописях XVII–XVIII в. (напр., Милютин. Ч.-Минея на 21 мая) более пространное житие преп. Кассиана, написанное угличским иноком Сергием.
См. Барсуков, Источ. русск. агиогр. стлб. 285–287. Сергий, Полный месяц. Востока, II2, стр. 151 и 306. Верный месяц. всех рус. св., Μ. 1903, стр. 17 и 40. Филарет, Русские св., кн. 3, 184–189 (изд. 1882 г.). Словарь историч. о св., стр. 145–146 (изд. 1836 г.). Другия указания на литературу см. у преосв. Димитрия, Месяцесл. св., октябрь (вып. 2) 2-го, стр. 20 (изд. 1893 г.).
Ан. Судаков