Источник

Карпини

Карпини. Иоанн де Плано Карпини происходил из фамилии del Plan di Carpini в Перуджии; родился, как полагают, 1182 г. О его жизни известно мало. Современник Франциска Ассизского, – он был одним из известнейших членов основанного нм ордена, прославился проповедническою деятельностью и основанием монастырей в Польше, Германии, Испании, Богемии, Венгрии. Так как разрушительные орды моголов по завоевании Руси в сороковых годах XIII столетия стали угрожать Европе, то папа Иннокентий IV положил на Лионском соборе 1245 г. отправить миссию, чтобы, сколько можно, отвлекать монголов от Европы; вместе с тем, миссионеры должны были попытаться расположить монголов к христианской вере и собрать по возможности сведения об этом народе. Для миссии был избран Иоанн Карпини вместе с другими братьями по ордену – Бенедиктом из Польши и другими. Миссия отправилась в конце 1245 г. через Южную Россию и приволжские степи, предварительно накупив для подарков бобровых и равных других мехов. В приволжских степях Карлини видел хана Батыя, встретившего послов с почетом. Батый отправил их к самому великому хану, в главный стан кочевников. Путь послов пролегал через громадные пространства, занятые татарами. Последним хотелось уверить послов в огромности и могуществе их царства. Путь был очень трудный – тем более, что ехали очень быстро, несколько раз меняя в день лошадей. Монголы готовились в это время избрать на «курултае» (на сейме) хана Каюка, старшего сына хана Угедея, и послы торопились поспеть к самой церемонии восшествия на престол. 22 июля, совсем измученные, Карпини и его спутники прибыли к месту своего назначения; им отвели удобную палатку, богато снабженную всем, что только нужно. Здесь они прожили довольно долго, присутствовали при всех торжествах, причем им всегда оказывали особый почет. Они были ласково приняты новым ханом, представили ему папскую грамоту, на которую получили ответную с царскою печатью, после чего были отпущены. Обратный путь пришлось совершить зимою, почему должны были переносить еще более трудностей. В июне 1247 г. они добрались до Киева, где их приветствовали точно воскресших мертвецов. Отсюда они благополучно приехали к папе и донесли ему об успехе своего посольства. Отчет Карпини был милостиво принят папою, который наградил своего посла многими знаками своей благосклонности. Последующие годы своей жизни Карпини не оставлял проповеднической деятельности: мы встречаем его потом в Чехии, Венгрии и др. странах, где он проповедовал Евангелие. Он умер в сане архиепископа Антивари. Год смерти его неизвестен.

Карпини со вниманием наблюдал жизнь и занятия татар как по дороге, так и во время пребывания среди них. Свои наблюдения он изложил в сочинении «Libellus historicus» на латинском языке. За исключением нескольких, вставленных туда нелепых басен, переданных Карпини, сообщения его заключают в себе много интересных данных для этнографии и географии Южной России и монголов. Между прочим, Карпини сообщает о царстве пресвитера Иоанна, которое помещает в Индии (см. «Энц.» VII). Карпини видел на своем пути князей Василька Владимира Волынского, Даниила Романовича Галицкого, убеждал их принять унию, признав главенство папы, на что, будто бы, на обратном пути получил согласие их (Языков, Путеш. к татар., стр. 9. 63; ср. Е.Е. Голубинский, История русской церкви т. II, 1, стр. 82–87). В главном стане Карпини встретился с князем Суздальским Ярославом Всеволодовичем, которого Батый отправил присутствовать при восшествии на престол Каюка. О самих татарах Карпини отзывается с похвалою, отмечает их веротерпимость, верность хану, честность во взаимных отношениях, целомудрие их жен; но в отношении к прочим народам татары отличаются гордостью, надменностью, изменчивостью, жадностью: – ничего нельзя у них добиться без подарков.

Литература. Соч. Карпини в рус. перев.: «Любопытнейшее путешествие монаха Жана дю План-Карпина, посланного в 1246 г. в достоинстве легата-посла от папы Иннокентия IV к татарам А. М... Москва 1795». Д. Языков: Собрание путешествий к татарам и другим восточным народам в ХIII, XIV и XV ст. I: Плано-Карпини; II: Асцелин, Спб. 1825 г.; здесь даны латинский текст и русский перевод соч. Карпини. А.Н. Шемякин, Средневековые путешественники, посещавшие Россию и говорившие о ней...: Дж. де-Плано Карпини... в «Чтениях Имп. Общ. Ист. и Древн. Росс. при моск. университете» 1864 г., июль-сентябрь, [† Проф. Η.Ф. Красносельцев, Западные миссии против татар-язычников и особенно против татар-мухаммедан, Казань 1872, стр. 38–46. Мишо, История Крестовых походов IV, стр. 54 сл.] Критически обработанное и снабженное богато примечаниями, можно сказать, исчерпывающее издание – Relation des Mongols ou Tartares par le Frère de Jean du Plan de Carpin de Íordre des Trère-Mineurs, Légat du Saint-Siège Apostolique, Nonce en Tartarie pendant les années 1245, 1246,1247 et Archevêque d'Antivari par M. d’Avezac, Paris 1838; оно находится также в «Recueil de Voyages et de Мémoires, publiés par le Société de Géographie de Paris. vol. IV. p. 399–779. M. Ch. Sprengel, Geschichte der wichtigsten geographischen Entdeckungen, 1792. Есть много обстоятельных объяснений, касающихся путешествия Пл. Карпини.

Б. Груздев


Источник: Православная богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь.: под ред. проф. А. П. Лопухина: В 12 томах. — Петроград: Т-во А. П. Лопухина, 1900-1911. / Т. 9: Кармелиты — Κοινή: с 15 рисунками. — 1908. — V, [3] с., 754 стб., 757-770 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle