Василий, священник Острожский
Василий, священник Острожский, в 1603 г. протоиерей, деятельный помощник князю Острожскому в его делах на пользу православия, член Виленского братства, страдавший вместе с Стефаном Зизанием в 1595 году. «Не от лукавства, ни от тщеславия написася книжица сия, но от любви христианские повинности, от божественных писаний избравши, прямо и без ласкания вашей любви, паче же присным христианам... Кто не оскорбится и не пожалит си о отпадении так великого множества народа от истинные веры?.. Света сего мудрованием и славою погибающею прельстившеся отторгнушася и многих в своё зловерие понуждают». Так писал он в послесловии к книжке, изданной в Остроге 1588 г. В этой книжке шесть отделов: 1) о единой, истинной, православной вере; 2) о исхождении Св. Духа; 3) о первенстве римском; 4) об опресноках; 5) о перемене в праздновании пасхи (о календаре); 6) о св. храмах и почитании св. икон. По мысли иезуита Поссевина, для привлечения русских в папизм, издано было тогда на славянском языке несколько книг о вере, в духе папизма, например, катехизис Александра Камуловича, на славянском языке латинскими буквами, Romaе, 1582 г.; Наука христианского учения Петра Канизия, перевод попа Шимона Будного Задранича (то есть, урожденца из Зари), напечатанная в Риме, 1583 г. Протестанты также соблазняли славян своими сочинениями, например, катехизисом Будного, изданным в Несвиже, 1562 г. Этим-то проискам папизма и реформации противодействовал отец Василий. Сочинение его Московский протопоп Михаил Рогов, с подобными себе, издал на церковно-славянском языке, под именем Кирилловой книги, прибавив в начале поучение Кирилла Иерусалимского об антихристе (изд. в Вильне 1596 г.) и ещё кое-что, и испортив текст своими ошибочными мнениями. Тому же ревнителю православия Василию, которого за св. ревность в 1586 г. выгнали из Вильны, надобно приписать ответ на лист Ипатия Поцея, писанный «наименьшим клириком церкви Острозской» и изданный в Остроге 1598 г.; равно, и «правдивую историю о сборе Флоренском», изданную вместе с отписом, хотя написана она прежде того, ещё в звании виленского субдиакона, так что её читал Курбский. Под его наблюдением издана Следованная Псалтырь в Остроге 1598 г., где после святцев – статья его о календаре, затем псалтырь, каноны, акафисты, молебны, правила (См. у Филарета Черн.).